. Пятница, 29.03.2024, 11:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96

Статистика сайта

Главная » Статьи » Хадисы

ДЖАМАЛ БАДАВИ СИЯМ
ДЖАМАЛ БАДАВИ
СИЯМ


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Введение


Сиям является одним из основных столпов Ислама. Он предписан Всевышним Аллахом в 9-ый месяц мусульманского лунного календаря – месяц Рамадан, в течение которого му-сульмане соблюдают пост от восхода солнца до заката. По названию месяца, в котором со-вершается пост, он еще называется Рамадан, а также Ураза. О нем говорится в Коране и в Сунне. В Коране мы читаем:
«О те, которые уверовали! Предписан вам Сиям, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!» (Корова, аят 183)
Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ислам держится на пяти столпах: вера в Единственность Аллаха, совершение На-маза, уплата Закята, соблюдение Сияма в месяц Рамадан, и паломничество к Каабе, ес-ли на то будет возможность». (Приводится у Муслима)
Общим мнением мусульман всех времен, основанным на Коране и Сунне, является то, что мусульманин, отвергающий необходимость Сияма, отвергает Ислам как таковой.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто бы не прервал Сиям в Рамадане, хотя бы на один день, без действительной при-чины ( или не по причине болезни), никогда не сможет воздержанием восполнит его ( т.е. пропущенный день), даже если будит поститься вечно». (Приводится у аль-Бухари)
Он также сказал о значении Сияма:
«Великий месяц, благословенный месяц, содержащий ночь, которая сближает вас, люди, больше чем тысячи месяцев. Аллах предписал обязательное соблюдение Сияма, а проведение (части) его ночей в молитвах – по добровольному желанию. Если кто-либо во время Сияма приближается к Аллаху с хорошими поступками, он будет вознаграж-ден как и тот, кто исполняет обязательный долг в положенное время, будет вознагра-жден как и тот, кто постится 70 дней в другом месяце. Это месяц стойкости, и награ-дой за него будет Рай… Это месяц, начало которого есть милость, середина – прощение и конец его – освобождение от Ада …»(аль-Байхаки)
В другом хадисе Абу Хурайра передал следующее высказывание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Тот кто постится во время рамадана с верой и в угоду Аллаху, ему наградой от Ал-лаха будет прощение его прошлых грехов; тот, кто проводит ночи в молитвах во время рамадана с верой и в угоду Аллаху, ему наградой от Аллаха будет прощение его прошлых грехов; тот кто проводит Лайлат-уль-Кадр в молитвах с верой и в угоду Аллаха, ему на-градой будет прощение его прошлых грехов». (Приводится у аль-Бухари и Муслима)
В течение веков во время этого благословенного месяца благодаря Аллаху искренние му-сульмане достигли больших успехов:
1. победа при Бадре (2-й год Хиджры);
2. возвращение в Мекку, ее завоевание (8 год Хиджры)
3. начало завоевания Орходеса (53 год Хиджры)
4. успешная высадка мусульман на побережье Испании (91 год Хиджры)
5. победа мусульман под предводительством Тарика Ибн Зияда над королем Испании (92 год Хиджры)
6. победа Салахуддина Аюби над крестоносцами (584 год Хиджры)
7. победа мусульман над французской армией, возглавляемой Луи IX, который был взят в плен в Мансуре (Египет) (647 год Хиджры)
8. победа Мамлюков над монголо-татарами (658 год Хиджры)

ЗНАЧЕНИЕ СИЯМА

Как и другие предписания Ислама, польза не ограничивается только «духовным», или только «мирскими» сторонами жизни.
В Исламе духовное, социальное, экономическое, политическое и психологическое – все соединяется в последовательное и связанное целое. Для удобства представления, значение поста, все же, рассматривается в четырех аспектах: духовные и нравственные, психологиче-ское, физиологическое и медицинские, социальные.

ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ
ОСНОВЫ СИЯМА

1. Пост, прежде всего – это акт повиновения и покорности Аллаху. Это покорность и воз-держание основывается на любви к Аллаху и является серьезной попыткой добиться Его ми-лости и избежать Его гнева. Уже только это является достаточной причиной для поста.
2. Пост – это акт признания Аллаха как Единственного Создателя и Властелина Вселен-ной. Только благодаря Его дарам, которые мы получаем, возможна наша жизнь.
3. Пост – это акт искупления наших заблуждений и ошибок. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
« Тому, кто постился в месяц рамадан, с верой и в угоду Аллаху, его прошлые ошибки будут прощены». (Приводится у Ахмада)
4. Пост учит верующего благочестию. Тем, кто добровольно отказывается от законной еды и женщин, будет легче избежать незаконных поступков.
5. Пост учит верующего искренности. В отличие от других религиозных обрядов он пол-ностью основывается на самоограничении. Другие люди никогда не могут быть точно уве-ренными, что человек постится или же тайно прервал свой пост. Именно это самоограниче-ние требует высокой степени искренности и честности.
6. Пост учит и другим добродетелям. Воздержание не означает отказ от всех видов еды и питья. Оно непременно означает отказ от всех пороков и зол. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-либо не откажется от лжи в словах и делах, то Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья». (Приводится у аль-Бухари)
7. Дух рамадана с его добродетельной ночной дополнительной молитвой, называемой Са-лят-уль-Киям или Салят-ут-Таравих, и частым чтением и изучением Корана дает шанс для духовного возрождения (вид ежегодного духовного очищения).
8. Пост – это форма Джихада (борьба на пути Аллаха). Он учит самодисциплине и усили-вает способность человека управлять своими потребностями и желаниями, а не быть пора-бощенными ими.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1. Пост усиливает чувства внутреннего мира человека и оптимизма. Эти чувства есть ре-зультат действий в угоду Аллаха.
2. Пост учит терпению и настойчивости, подчеркивает чувство нравственного достиже-ния.
3. Добровольное подавление аппетита помогает человеку оценить дары Аллаха, которые воспринимались как должное (до тех пор, пока он не пропустил их).
4. Каждый год целый месяц мусульмане проходят через это необычное и волнующее ис-пытание, которое прерывает их обычный порядок жизни. Это не только очищение. Это ис-пытание также учит человека приспосабливаться к различным условиям и обстоятельствам в его жизни.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИЯМА

1. Воздержание повышает дух единства и принадлежности к мусульманской Умме. Мил-лионы мусульман всего мира постятся в течение одного и того же месяца, следуя единым правилам и порядкам.
2. Пост повышает дух равенства людей перед Аллахом, хвала Ему Всевышнему. Все му-сульмане – мужчины и женщины, бедные и богатые, люди любого этнического происхожде-ния – проходят через одно и то же испытание лишение без особых привилегий для любой группы или класса.
3. Воздержание повышает дух поддержки и симпатии к бедным и нуждающимся. Богатый человек может представить себе страдания бедных или думать о голоде. Однако не каждый сможет полностью оценить или понять страдания или голод до тех пор, пока в действитель-ности не испытает или не почувствует их сам. Это отчасти может объяснить, почему месяц рамадан известен также как месяц милосердия и великодушия.
4. Воздержание способствует общению мусульман. Мусульманам предписывается при-глашать друг друга, что бы прерывать вместе пост на закате и собираться для изучения Ко-рана и совершения Намазов. Это дает наилучшую возможность для общения в братской и душевной атмосфере .

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ
ОСНОВЫ СИЯМА

Очень много написано как учеными мусульманами, так и не мусульманами о пользе воз-держания для здоровья. Эта польза заключается в следующем: в устранении из крови вред-ных жировых веществ, в помощи лечению определенных типов кишечных и желудочных за-болеваний и восстановлении мышечных тканей. Необходимо сказать, что некоторые недуги могут усугубится из-за воздержания, в этом случае человек должен отказаться от поста. Для тех, кто имеет нежелательные с точки зрения Ислама и медицины привычки, как переедание или курение, самоконтроль и дисциплина, проявленные во время Рамадана обеспечивают отличное начало для того, что бы отказаться от этих вредных привычек. По сути, воздержа-ние есть ежегодное физиологическое очищение тела . Тем не менее нужно повторить, что главный мотив, кроющийся за воздержанием, есть повиновение Аллаху, хвала Ему, Всевыш-нему, и стремление угодить Ему.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛА И КОНЦА СИЯМА

Начало месяца Сияма (Рамадана) определяется появлением молодого месяца Рамадана, или завершением тридцатого дня месяца Шаабана. Пророк, да благословит его Аллах и при-ветствует, сказал:
«Поститесь, когда вы видите его (молодой месяц Рамадана) и прекращайте ваш пост, когда вы видите его ( молодой месяц Шавваля).
А если же (небо) облачно, заканчивайте Шаабан по прошествии тридцати дней». (Рассказали аль-Бухари и Муслим)
Конец Сияма определяется появлением молодого месяца Шавваля или завершением три-дцатого дня Сияма в Рамадане.
Распространяется ли появление молодого месяца в одой местности на всех мусульман? Мусульманские ученные дают два различных ответа:
а) Некоторые ученные утверждают, что если появление молодого месяца замечено где-либо, пост становится обязательным для всех мусульман, получивших эту информацию. Они обосновывают это тем, что приведенный выше хадис адресуется мусульманам вне зависимо-сти от места проживания. Это укрепляет единство мусульман.
б) Другие ученные, особенно ханафитские, утверждают , что появление молодого месяца в одной местности распространяется только на ее жителей (и жителей ее окрестности). Они основывают свое истолкование на сообщение Ибн Аббаса, что таковым являются наставле-ния Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Корейб сообщил, что в четверг ночью в Сирии он видел молодой месяц Рамадана. Ко-гда он прибыл в Медину, он узнал от Ибн Аббаса, что молодой месяц появился в Медине в пятницу ночью, и что жители Медины предпочитают основывать свои вычисления на собственном наблюдении молодого месяца. Услышав это, Корейб спросил Ибн Абба-са: «Не считаешь ли ты достаточным появление месяца, заверенное Муавия, и его пост (в Сирии)?» Ибн Аббас ответил: «Так обучил нас посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Приводится у ат-Тирмизи и Ахмада)

КОМУ ПРЕДПИСАН СИЯМ?

Сиям обязателен для каждого взрослого, находящегося в здравом уме мусульманина, спо-собного поститься и не находящегося в путешествии. Дополнительным условием для жен-щин является отсутствие менструации и послеродового периода.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СИЯМА

От поста освобождаются следующие категории мусульман:

1) умственно больные;
2) дети, не достигшие совершеннолетия ;
3) пожилые и хронически больные, для которых воздержание является чрезмерной на-грузкой., однако такой человек должен кормить одного бедняка каждый день Рамадана, в ко-торый он не постился
4) Беременные женщины и кормящие матери, которые боятся, что воздержание может уг-рожать их жизни или здоровью плода или младенца .Согласно словам имама Малика они от-носятся к третьей, указанной выше категории. По словам Абу Ханифа, они должны воспол-нить пропущенные дни поста воздержанием, когда будут способны сделать это ;
5) те же, кто болеет или путешествует, освобождаются от поста при условии, что они восполнят пропущенные дни воздержанием.
Аллах, хвала Ему Всевышнему, говорит:
«…. а кто болен или в пути, то – число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас ….» (Корова, аят 185)
6) женщины в период менструации или после родов . Пост в течение этих периодов не разрешается, и каждый пропущенный день нужно позже восполнить.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СИЯМА

Пост начинается с рассвета, когда призывается к утреннему намазу и заканчивается после захода солнца. Если кто-либо сомневается, настало ли время утреннего Намаза, он может продолжать есть и пить до тех пор, пока уверен в правильности расчета. Аллах говорит:
«… Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая и черная нитка на заре, потом соблюдайте пост до ночи ….» (Имеется ввиду белизна зари и чернь ночи)
(Корова, аят 187)

ТРЕБОВАНИЕ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СИЯМУ

1. Воздержание от еды, питья, курения и секса от рассвета до заката солнца каждый день месяца рамадан.
2. Намерение постится от рассвета каждый день. Намерение не должно быть обязательно высказано и действительно в любое время после заката (для следующего дня). Некоторые ученные считают, что намерение может быть проявлено только один раз для всего месяца ( т.е. в ночь, предшествующею первому дню рамадана) .

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ВО ВРЕМЯ СИЯМА

1. Принимать пищу, называемую «сухур», перед рассветом, насколько возможно ближе ко времени утреннего Намаза. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не надо пропускать сухур, потому что он благословенный». (Приводится у Бухари и Муслима)
Благословение сухура заключается в придании сил постящемуся человеку, дает ему воз-можность быть активным в течение дня и позволяет легче переносит Пост.
2. Прекращать пост как можно раньше, после того как стало известно, что солнце село. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-либо из вас постится, пусть прервет свой пост водой, так как вода бла-готворна» . (Приводится у ат-Тирмизи)
3. Заканчивая пост, рекомендуется совершать Дуа. ниже приводится две версии Дуа:
1. «О Аллах, для Тебя я соблюдаю и Твоими дарами прерываю» (Приводится у Абу Да-вуд)
2. «Жажда уходит и вены увлажняются, и достигается это в награду по воле Алла-ха». (Приводится у Абу Давуд).
4. Избегите любых действий, которые противоречат посту. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Воздержание – не просто отказ от еды и питья, воздержание – это отказ от пус-тых разговоров и непристойностей. Если кто-либо клевещет или нападает на тебя, скажи: «Я соблюдаю пост». (Приводится у аль-Хакима)
5. Быть более щедрым, особенно к бедным, и больше времени посвящать изучению Кора-на. Также почаще нужно совершать добровольный Намаз, особенно в последние десять дней Рамадана. Во время Рамадана этот добровольный Намаз называется Таравихом. Несколько подлинных хадисов говорят о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «совершал только восемь ракаатов и три ракаата витра , всего 11 ракаатов». (Приво-дится у Бухари)
Некоторые первые мусульмане обычно совершали двенадцать ракаатов вместо восьми. Таравих-Намаз можно совершать индивидуально или в группе (лучше всего в мечети).

ПОСТУПКИ НЕ НАРУШАЮЩИЕ СИЯМ

Во время поста допускаются следующие действия:
1. Купание. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал «обливаться во время поста из-за жары или жажды» (Приводится у Ахмада, Малика и Абу Давуда)
Если же вода непроизвольно проглатывается, то это не нарушает пост.
2. использование сурьмы. Анас передал, что Пророк, да благословит его Аллах и привет-ствует, обычно использовал сурьму во время поста .
3. Целовать жену или мужа при условии сохранения контроля над собой. Аиша передала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно целовал ее и прикасался к ней во время поста. (Но он был более способен, чем вы, контролировать себя) .
4. Полоскание содой рта или носа при условии, что она не передерживается во рту (так, чтобы не проглотить воды) .
5. Сглатывание того, чего невозможно избежать (например, собственной слюны или уличной пыли и т.д.)
6. Опробование пищи при покупке (или приготовления пищи) кончиком языка. (Это пере-дал Ибн Аббас).
7. Принятие инъекций (любого типа).
8. Нюхать цветы или использовать духи и т.п.
9. Можно продолжить свой пост даже будучи джунуб . Также женщина после окончания менструации или послеродового периода может начать поститься, если кровотечение пре-кратится ночью (в любое время до заката).
Во всех вышеперечисленных случаях купание может быть отложено до утра, и пост будет действителен.
10. Тот, кто забудет, что постится, и начнет есть или пить, не нарушает пост при условии, что он перестанет есть и пить, как только вспомнить о посте. Это правило применимо и к тем, кто невольно вынужден прервать свой пост. Пророк, да благославит его Аллах и при-ветствует, сказал:
«Если кто-либо забудет, что постится, и поест или попьет, то пусть продолжит свой Сиям, так как только Аллах накормил и напоил его». (Приводится у Муслима и Бу-хари)
11. Непроизвольная рвота. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если у кого-либо непроизвольная рвота, его Сиям не нарушается, и он не должен возме-щать (этот день). Но если кто-либо намеренно вызывает у себя рвоту, то он должен воспол-нить (этот день)».
(Приводится у Ахмеда, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах).
В любом случае весь остаток дня после рвоты мусульманин должен поститься.

ПОСТУПКИ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

I. Поступки, которые делают пост недействительным и требуют только возмещение. Сюда входят:

1. Намеренные еда и/или питье (включая пробу ртом несъедобных предметов).
2. Намеренное вызывание рвоты.
3. Начало менструации или послеродового кровотечения, даже в последний момент перед закатом.
4. Семяизвержение не по причине полового сношения, но при поцелуях и объятиях с же-ной.
5. Еда, питье, курение или половое сношение после утреннего Намаза по ошибочному представлению, что время утреннего Намаза еще не наступило. То же самое относится к этим действиям до вечернего Намаза (захода солнца) при ошибочном предположении, что его время уже наступило .

II. Действия, которые нарушают пост и требуют возмещения и искупления.

Половое сношение во время поста не только нарушают пост, но и требуют также допол-нительного наказания. Искуплением является освобождение раба. Если же раба нет или это невозможно, человек должен постится дополнительно 60 дней непрерывно. Если он не мо-жет это выполнить то он должен накормить 60 бедняков, каждого одинаковым обедом .
«Абу Хурайра рассказал, что один человек намеренно прервал Сиям в рамадане. По-сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ему искупить это освобождением раба или постом в два месяца без перерыва, или накормить 60 бед-няков».
(Приводится у Муслима).
Большинство ученных не делают различий между мужчиной и женщиной в применении вышеприведенного наказания при условии, что оба намеренно имели половое сношение в течение дня (от рассвета до заката в месяц Рамадан). Если оба они забыли, что постились, или не намеревались постится (например, по причине болезни или путешествия), или же они постились после месяца Рамадана, то наказания не следует. Если жена была принуждена му-жем к половому сношению (в течение дня месяца Рамадан) или же если же она не постилась по законной причине, тогда наказание применяется только по отношению к мужу. Имам Аш-Шафии однако полагает, что жена не несет наказания, даже если она согласилась вступить в половое сношение с мужем. Она должна только восполнить пропущенный день (день за день). Версия, совпадающая с данной, приписывается Ахмаду Ибн Ханбалу.

КОГДА ВОЗМЕЩАТ ПРОПУЩЕННЫЙ СИЯМ?

Коран не устанавливает никаких временных ограничений для возмещения пропущенного в Рамадане поста .
Всевышний Аллах сказал:
«… а кто из вас болен или в пути, то – число других дней» (Корова, аят 184)


СМЕРТЬ ДО ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРОПУЩЕННОГО СИЯМА

Большинство ученных полагают, что от попечителя умершего требуется только подаяние определенным количеством пищи . Следуя Ибн Ханбалу и версии Аш-Шафии, для попечи-теля лучше всего будет восполнит пропущенные умершим дни поста воздержанием, равным числу пропущенных дней, в пользу умершего. Ибн Аббас передал, что один человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:
«О посланник Аллаха! Моя мать умерла, и ей причитался месяц Сияма. Должен ли я завершить за нее Сиям?» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Заплатишь ли ты долг, если твоя мать умерла, не выплатив его?» Он отве-тил: «Да!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Долг Аллаху нужно вернуть в первую очередь». (Приводится у Муслима и Ахмада)


СИЯМ, В ТЕХ МЕСТАХ,
ГДЕ ДЕНЬ О НОЧЬ ДЛЯТСЯ НЕОБЫЧНО ДОЛГО

В таких районах как Скандинавия и Северный полюс, день (или ночь) длится иногда не-сколько недель. Как жителям таких районов определять продолжительность поста? Некото-рые ученные сделали вывод, что эти жители могут постится число часов, равное периоду от рассвета до заката в Мекке или в Медине. Другие считают, что они могут постится число ча-сов, равное периоду от рассвета до заката в ближайшем к ним «нормальном» районе.

ЗАКЯТ-УЛЬ-ФИТР

В конце Рамадана необходимо обязательно уплатить закят-уль-фитр.
Он отличатся от закят-уль-маль и добавляется к нему. Закят-уль-фитр объязателен для каждого взрослого мусульманина (и мусульманки), который владеет количеством пищи большим, чем ему и его семье необходимо на одни сутки. Если же человек является чьим-либо попечителем, то закят-уль-фитр он выплачивает и за зависимых от него людей (напри-мер, жена, дети, слуги или другие родственники). Большинство ученных доказывают, что он может быть уплачен за день или два до окончания Рамадана. Они утверждают, однако, что заплатить его лучше до праздничного Намаза по случаю розговенья после поста. Это дает бедным возможность насладиться в праздничный день. Если же закят не уплачен до празд-ничного Намаза, то человек не освобождается от него. Он должен быть уплачен в первый день праздника. Ибн Аббас сообщает:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предписывал закят-уль-фитр как очищение для постящегося человека от пустых и неприличных разговоров и как пропи-тание для нуждающихся. Кто бы ни уплатил его до праздничного Намаза – это прием-лемый закат, а если уплатит его после праздничного Намаза, в таком случае он рас-сматривается только как благотворительность» (Приводится у Абу Давуда и Ибн Мад-жах)
Минимальная необходимая сумма равна, примерно, пяти с половиной фунтам муки, пше-ницы, ячменя или риса за каждого члена семьи (включая семьи и каждого зависимого от него члена семьи, даже если он не живет в этом доме). для современных жителей США и Канады закят-уль-фитр оценивается, примерно в два доллара. Получают закят-уль-фитр те же, что и названные для закят-уль-маль.
Всевышний Аллах говорит:
«Милостыня – только для бедных, нищих, работающих над ней, тем чьи сердца при-влекаются, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по предписанию Аллаха. Аллах – Знающий, Мудрый!» (Покаяние, аят 60)
Большинство заслуживающих закят-уль-фитр – это набожные и бедные мусульмане. По словам Абу Ханифа и других имамов закят-уль-фитр также можно заплатить и беднякам из иудеев и христиан (если в этом месте нет нищих мусульман) .

САЛЯТ-УЛЬ-ИД

В праздничный день рекомендуется совершать омовение, надеть лучшие одежды, поесть финики и собираться для праздничного Намаза после восхода. Намаз состоит из двух ракаа-тов (объединенных) без Азана и Икама – призыва на Намаз. Дополнительно семь такбиров (слова Аллах Акбар) добавляется к первому ракаату. После Намаза имам произносить празд-ничную проповедь, сходную с пятничной проповедью. Некоторые ученные, однако, говорят, что праздничную проповедь не нужно разбивать на две части – она может быть прочитана вся один раз. Обмены подарками и визитами, особенно среди родственников, являются по-хвальными поступками в этот день.

ДРУГИЕ ВИДЫ СИЯМА

Дополнительно к обязательному посту в месяц рамадан кратко упомянем еще два вида поста.

ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПОСТ

В определенные дни пост запрещен. Это следующие дни:
1. Пост в первый день в праздник розговенья и первый день праздника жертвоприноше-ния.
2. Пост на второй, третий и четвертый день в праздник жертвоприношения.
3. Пост в день, когда есть сомнения из-за погоды, начался месяц рамадан или нет
4. Пост в пятницу, исключая уже постящихся за день до пятницы или днем после нее.
5. Непрерывный пост (круглый год).
6. Добровольный пост жены в присутствии мужа без его согласия.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ СИЯМ

В дополнение к обязательному посту в месяц рамадан следующие посты являются сунной (желательные и поощряемые):
1. Пост в шесть дней в течение месяца шавваля (месяц, следующий за рамаданом). Пост можно держать шесть дней подряд или раздельно .
2. Пост на девятый день месяца зу-ль-хиджа (день перед праздником жертвоприношения) при условии, что человек в этом году не совершает Хадж (паломничество).
3. Пост в течение месяца мухаррам, особенно на десятый день (ашура) и, если возможно, на девятый и одиннадцатый день того же месяца.
4. Пост в любое возможное число дней в течение месяца шаабана (но не весь месяц).
5. Пост в месяцы раджаб, зу-ль-каада, зу-ль-хиджа.
6. Пост по понедельникам и четвергам (по меньшей мере три дня в месяц).
Человек, соблюдающий пост любого вышеуказанного вида, может прервать его без како-го-либо наказания.

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ РАМАДАНА

А. Лайлят-уль-кадр (ночь предопределения).
В эту ночь первые суры Корана были ниспосланы Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Искреннее поклонение и молитвы в эту ночь лучше тысячи меся-цев поклонения. Джабраил и другие ангелы спустились на землю в эту ночь, ниспосылая благословение на тех, кто поклоняется Аллаху. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто проводит лайлят-уль-кадр в молитвах с верой и надеждой на награду (от Аллаха), Аллах прощает все бывшие грехи». (Приводится у Бухари)
Точно не установлено, когда приходит эта ночь, однако, Пророк, да благословит его Ал-лах и приветствует, говорил:
«Ищи лайлят-уль-кадр в последние десять дней рамадана». (Приводится у Бухари, Муслима и Ахмеда).
В эту ночь нужно совершать по меньшей мере два Намаза: ночной Намаз и утренний На-маз (в мечети – коллективно).
Похвальными действиями являются Намазы, чтение Корана и просьбы, обращенные к Ал-лаху. Один из рекомендованных дуа в эту ночь:
«О Аллах! Ты прощающий, Кто любит прощать, так прости меня». (Приводится у Ахмеда и Ат-Тирмизи).

Б. Иитикаф.

Айша передала, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно пре-бывал в местах поклонения в течение десяти дней рамадана». (Приводится у Бухари и Муслима).
Иитикаф означает посвящение определенного времени пребыванию в мечети для покло-нения. Это можно сделать в любое время и в течение любого срока. Человек, находящийся в иитикафе выходит из мечети только для того, что бы отправлять свои естественные потреб-ности или принимать пищу. Но он должен воздерживаться от других мирских дел. Время ии-тикафа проводится в молитвах, в обращении к Аллаху, в чтении Корана или в изучении Ис-лама.

В. Закят.
Ранее было отмечено, что хорошие дела награждаются особенно щедро, если совершают-ся во время рамадана. Также желательно (но не обязательно) во время рамадана платить за-кят.

Сиям (Пост) – буквально означает «воздержание от чего-либо». Однако здесь термин «сиям» используется как обозначающий «воздержание от еды, питья, курения, половых сношений от рассвета до заката». Сиям был предписан во второй понедельник Шаабана на втором году Хиджры (переселение Пророка Мухаммеда, да бла-гословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину).
Сунна включает в себя высказывания, поступки и невысказанные одобрения Пророка Мухаммеда, да бла-гословит его Аллах и приветствует.
Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, не раз отмечал, что приглашение постящего человека на разговение есть поступок, который высоко награждается Аллахом. (Приводится у ат-Тирмизи и Ибн Маджах)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, советовал прерывать пост финиками. Медики отмечают, что прерывание поста такой сладкой пищей помогает устранить чувство слабости в конце поста, т.к. сахар бы-стро усваивается организмом. Также не следует переедать, что бы не уменьшить пользу, приносимую воздер-жанием.
Данное появление молодого месяца относится к ночному (после заката). При этом оно должно быть засви-детельствовано одним (или более) заслуживающим доверие мусульманином.
Желательно, однако, приучать детей к посту так, чтобы они могли привыкнуть к этому постепенно. Это нужно делать посредством пробуждения и поощрения. Например, родитель может поощрять пост семилетнего ребенка в течение части дня или в течение нескольких дней, количество которых можно увеличивать по мере роста ребенка.
Это правило основывается на следующем кораническом предписании: «А на тех, которые могут это, - вы-куп накормлением бедняка. Кто же добровольно возмется за благо, это – лучше для него. А если вы поститесь, это – лучше для вас, если вы знаете» (Корова, аят 184)
Возможная угроза здоровью или жизни устанавливается заслуживающими доверие врачами или на основе осознания возможного вреда.
имам Малик и аш-Шафии, однако, различают два возможных случая:
а) если женщина боится нанести вред только плоду или младенцу, то ей не нужно постится, но позже она должна восполнить воздержанием пропущенные дни, а также кормить одного бедного за каждый пропущенный день;
б) если женщина боится повредить только самой себе или себе и своему плоду (младенцу), то она должна только восполнить пропущенные дни, когда сможет сделать это.
Эта сура Корана не определяет характер болезни или путешествия. Большинство ученных согласны, одна-ко, что это та болезнь, которая усугубляется или продлевается воздержанием. Также сюда можно отнести воз-можность заболевания или смерти при соблюдении поста. Аллах говорит:
«… И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!»
(Женщины, аят 29)
«И усердствуйте ради Аллаха достойным Его усердием! Он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тяготы …» (Хадж, аят 78)
Что касается характера путешествия, то он определяется теми же правилами, которые применяется для со-кращения Намаза. Однако люди этой категории могут постится, если желают и выдержат это. Некоторые учен-ные определяют это путешествие как требующее два или три дня (используя старые методы передвижения).
У некоторых женщин менструации заканчивается позже обычного периода. В этом случае ученные опре-деляют различные максимальные количества дней, которые считаются «обычным» периодом менструации: это 10, 13, 15 дней.
Одна из таких трактовок принадлежит ученным ханбалитского мазхаба. Сходная трактовка есть у учен-ных Маликитов.
Во время сухура предписывается избегать пищи, которая вызывает сильную жажду в течение дня (напри-мер, соленная или приправленная пища). Для того чтобы избежать преждевременного чувства голода, особенно полезна богатая белками пища, растительные или сливочные масла.
По словам Анаса, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно употреблял свежие финики. Если же не было свежих он ел сушенные.
Этот хадис показывает, что тот, кто завершает пост, сначала совершает вечерний Намаз, затем принимает пищу. Однако, если же еда готова, то вечерний Намаз можно отложить». (Приводится у Бухари и Муслима).
Витр – Намаз совершаемый после ночного Намаза в нечетное число ракаатов, от 1 до 11.
Следуя Саид Сабику, глазные капли и порошок не нарушают пост, даже если человек чувствует во рту их вкус, т.к. глаз не является (нормальным) путем проникновения пищи в желудок.
Омар также рассказал, что однажды, он целовался во время поста. Когда он спросил об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сказал ему: «Что будет, если ты прополощешь свой рот во время по-ста?» Омар ответил, что не видит в этом ничего неправильного. Пророк, да благословит его Аллах и приветст-вует, сказал: «Так почему же ты спрашиваешь?» Однако, ханафиты и шафииты считают поцелуй во время поста грехом, т.к. поцелуй возбуждает целующихся и стимулирует их на половую близость.
Если вода непроизвольно поглотится, то мнению некоторых ученных пост не нарушается. Имамы Малик и Абу Ханифа, однако, считают пост после этого недействительным, т.к. человек должен быть осторожным, зная что он постится.
Джунуб – состояние, после полового сношения и до купания.
Даже учитывая, что это мнение большинства ученных, другие как Исхак, Ибн Хазм, Абу Давуд, Мухад-жид, считают, что пост будет действителен. Они основывают эту трактовку на том факте, что не было наруше-ния намерения прекратить пост; те же самые ошибки имели место в жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Омара, мир над ним.
Однако нет свидетельства, что мусульмане должны были восполнить эти дни. Действительно, Омар опреде-ленно указал, что здесь нет причин восполнять эти дни.
Большинство ученных требуют наказания в порядке приоритета. Следуя имаму Малику и версии, припи-сываемой Ибн Ханбалу, разрешается выбирать любую из вышеуказанных форм наказания.
Эта трактовка принадлежит Абу Ханифе и Аль-Хасану Аль-Басри. Другие как Малик, Ахмад и Аш-Шафии полагают, что пропущенные дни поста можно восполнить до следующего Рамадана. По словам Саида Сабика, первая трактовка более точна, т.к. здесь нет текста, поддерживающего ограничения, предложенные последней трактовкой. Лучше, однако, восполнить пропущенные дни как можно раньше.
Подаяние оценивается в двух саа (около 2-х пригоршней) пшеницы или в один саа другого съедобного зерна (около 4-х пригоршней). Саа также приравнивается по весу к 5,5 фунтам.
Закят-уль-фитр – милостыня по случаю розговенья после поста.
Закят-уль-маль – обязательная милостыня от имущества.
Некоторые мусульманские организации в Северной Америке, Европе и других местах собирают закят-уль-фитр и распределяют его согласно предписаниям Ислама. Это альтернативный вариант, который может быть использован.
Салят-уль-ид – праздничный Намаз.




Категория: Хадисы | Добавил: Muvahid (28.04.2008)
Просмотров: 2014 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Поиск по сайту

Прогноз погоды

Новости Веб-Планет

Copyright MyCorp © 2024