Награда за полезные дела в мире этом и в мире ином. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются1, за исключением трёх: непрерывной милостыни2, знания, которым могут пользоваться (другие люди)3, или праведных детей, которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Ахмад и Муслим.
Аллах предназначил мир этот для деятельности, и в нём рабы Его запасаются благим или дурным для мира вечного, который является обителью воздаяния. Это значит, что, когда нерадивые, которые не запасутся для мира вечного тем, что принесёт им счастье, будут покидать этот мир, они станут раскаиваться, но тогда исправить ничего уже будет нельзя. После смерти, раб Аллаха не сможет ни увеличить количество своих благих дел, ни уменьшить количество дел дурных, и все они прекратятся, за исключением трёх вышеупомянутых дел, которые будут результатом того, что он совершал прежде.
ВО-ПЕРВЫХ, это садака, которая продолжает приносить пользу. Здесь подразумеваются такие вещи как завещанное в вакф4 недвижимое имущество, доход с которого может приносить пользу людям, или сосуды, которыми можно пользоваться, или животные, на которых можно ездить верхом или использовать как-то иначе, или книги и свитки Корана, использование которых идёт на пользу людям, или мечети, медресе, дома и всё прочее, что можно использовать.
За всё это раб Аллаха будет получать свою награду всё то время, пока этим так или иначе будут пользоваться другие люди, и это является одним из величайших достоинств вакфа, что в особой мере относится к таким его видам, которые предназначены для оказания помощи в религиозных делах, например в приобретении знания, посвящении себя поклонению Аллаху и так далее.
Вот почему улемы указывают, что необходимым условием завещания имущества в качестве вакфа является использование его в благих целях.
ВО-ВТОРЫХ, это знание, которым будут пользоваться после смерти человека, например то знание, которое он передал ученикам, готовым к его восприятию, или то знание, распространению которого среди людей он способствовал, или те книги, имеющие отношение к полезным областям знания, которые были им написаны.
То же самое касается и всего того, чему он непосредственно научил других или что он написал, так как за это он также будет продолжать получать награду. И действительно, сколько людей, обладавших знаниями и направлявших других к правильному пути, умерло за сотни лет, а книги их продолжают использоваться и ученики их продолжают приносить благо, и это является милостью Аллаха.
В-ТРЕТЬИХ, это его родные дети, или же дети его сына или дочери независимо от их пола, так как родителям этих детей принесёт пользу их праведность и их мольбы, с которыми они будут обращаться за него к Аллаху, ведь такие дети всегда просят о прощении, милости, возвышении и награде для своих родителей.
На всё, о чём говорится в этом хадисе, указывается и в словах Всевышнего, Который сказал: «Поистине, Мы оживим мёртвых и Мы записываем то, что они совершали, и следы их». “Йа син”, 12.
Под словами “то, что они совершали” подразумеваются их благие или дурные дела как таковые. Что же касается слов “следы их”, то здесь имеются в виду последствия их дел, в том числе и то, что совершили другие люди, или же то, чем другие смогли воспользоваться.