Перевод Кулиева Э.Р. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЛАХА Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху! Его мы восхваляем, Его молим о помощи и прощении, Ему каемся и к Нему прибегаем от зла наших душ и наших плохих деяний. Кого Ал-лах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение; а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не поведёт прямым путём. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и я свидетельст-вую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Аллах отправил его до наступления Судного Дня благовест-ником и увещевателем, чтобы он призывал людей к религии Аллаха и осветил им путь. Он донёс до чело-вечества это послание, выполнил свою миссию, на-ставил мусульманскую общину на всякое благо и праведно боролся на пути Аллаха, пока смерть не настигла его, да благословит Аллах его, его род, сподвижников и верных последователей вплоть до Судного Дня и ниспошлет им мир! Дорогие братья! Я прошу Аллаха, чтобы он рас-крыл пред нами сокровищницу Своей милости, на-ставил нас на путь истины и сделал нас в числе про-поведников этого пути. Я прошу Его, чтобы он сделал нас примером для праведных и позволил людям прислушаться к наше-му призыву и извлечь из этого пользу. Эта работа посвящена важнейшему вопросу, кото-рый касается всех мусульман. Это — предопределе-ние и предустановление Аллаха. Хвала Аллаху за то, что этот вопрос предельно ясен. Однако люди очень часто задают вопросы по этому поводу, впадают в сомнения, заблуждаются и лишь изредка придержи-ваются правильных убеждений. Кроме того, ошибоч-ные воззрения распространились до такой степени, что грешники стали оправдывать свои грехи предо-пределением Аллаха. Если бы не эти причины, то мы не стали бы обсуждать этот вопрос. Споры относительно предопределения и предус-тановления Аллаха издавна беспокоят мусульман-скую общину. В хадисе сказано, что когда сподвиж-ники пророка спорили о предопределении, он вышел к ним и запретил им это. Он сообщил, что именно это препирательство погубило тех, кто были до них (то есть иудеев и христиан — прим. пер.). Однако Аллах открыл истину Своим праведным верующим рабам, которые придерживаются справед-ливости в своих делах и словах, и сообщил, что пре-допределение Аллаха является мудростью, присущей Господу и отличающей Его от творений. Вера в пре-допределение является частью таухида, или едино-божия. Мусульманские учёные разделили единобо-жие на три составляющие: 1. Таухид аль-улухиййа, или признание единствен-ности Всевышнего Аллаха в поклонении. 2. Таухид ар-рубубиййа, или признание единствен-ности Аллаха в обладании атрибутами господства, ибо только Он является Творцом, Царём, Правите-лем. 3. Таухид аль-асма ва ас-сыфат, или признание единственности Всевышнего Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами. Вера в предопределение и предустановление Ал-лаха относится к признанию господства только за Великим и Могучим Аллахом. Поэтому имам Ахмад сказал: «Предопределение — это [проявление — прим. пер.] могущества Аллаха». Аллах — Всемо-гущ, и предопределение, как и всё иное не выходит за рамки Его могущества. Оно является сокровенной тайной Всевышнего Аллаха, неизвестной никому, кроме Него. Оно записано в Хранимых Скрижалях, прочесть которые не дано никому из Божьих творе-ний. Мы не ведаем о добре и зле, которое Аллах пре-допределил для нас, и узнаём об этом только, когда предопределённое событие происходит либо из уст пророков, которым Господь пожелал открыть неко-торые из Своих тайн. Дорогие братья! Из-за разногласий в вопросе пре-допределения мусульманская община разделилась на три группы: 1. Это — те, кто проявил чрезмерность в утвер-ждении предопределения и отверг существование воли человека и его способности выбирать между добром и злом. Они говорят: «У раба нет ни воли, ни способности выбирать. Он принуждён совершать творимые им дела подобно дереву, склонившемуся от порывов ветра». Они не видят разницы между теми делами, которые человек делает под принуждением и по собственной воле. Несомненно, они находятся в заблуждении, ибо религия, здравый рассудок и ре-альность свидетельствуют о том, что существует раз-ница между тем, что совершается под принуждением, и тем, что совершается по доброй воле. 2. Это — те, кто проявил чрезмерность в утвер-ждении воли раба и его способности выбирать, в ре-зультате чего они отвергли волю и предопределение Всевышнего Аллаха, считая, что деяния раба не со-творены Господом, а полностью зависят от самого человека. Некоторая группа этих людей зашла так далеко, что они начали утверждать, что Аллах узнаёт о творимых человеком деяниях только после того, как он совершил их. Они проявили излишество и крайнюю неумеренность в отношении человеческой воли и права на выбор. 3. Это — те, которые уверовали, и Аллах поставил их в этом вопросе на путь истины. Это — привер-женцы Сунны, ахль ас-сунна ва аль-джама‘а, кото-рые придерживаются среднего пути между двумя за-блуждениями, основываясь на шариатских доказа-тельствах и беспристрастной логике. Они справедли-во утверждают, что всё, что творит Всевышний Ал-лах во Вселенной, делится на две группы: Первая группа — это явления, которые Великий и Благословенный Аллах творит среди Своих творе-ний, и никто не способен изменить это. К этому от-носится, например, ниспослание дождя и рост расте-ний, рождение и смерть, болезнь и благоденствие и многие другие явления, которые происходят с творе-ниями Всевышнего. Никто не способен избежать это-го и никто не имеет права выбора в этих делах, ибо происходит это исключительно по воле одного Все-могущего Аллаха. Вторая группа — это деяния, совершаемые творе-ниями, которые обладают собственной волей. Эти деяния происходят по воле этих творений, которой одарил их Аллах. Всевышний сказал: ...Для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Сура «Скручивание», аят 28 Среди вас есть те, кто желает ближнего мира, и есть среди вас те, кто желает жизни будущей. Сура «Семейство Имрана», аят 152 Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует. Сура «Пещера», аят 9 Разумный человек осознаёт разницу между тем, что он делает по собственной воле и тем, что он де-лает по принуждению. Если человек спускается с крыши по лестнице по доброй воле, то понимает, что делает это сам. Если же он падает с крыши, не желая этого, то явно видит разницу между этими двумя действиями, ибо второе произошло по принуждению, а первое — по его собственной воле. Это ясно каж-дому человеку. Точно так же, если человек страдает недержанием мочи, то акт мочеиспускания имеет место против его воли. Если же он здоров, то мочится по собственной воле. Разница между этими случаями явна, и никто не может отрицать это. Это относится ко всем деяниям, которые совершает человек. Он отчётливо видит раз-ницу между тем, что он совершает по доброй воле и что он совершает по принуждению. По милости Ве-ликого и Могучего Аллаха некоторые деяния человек совершает по собственной воле, но не несёт за них ответственности, например, то, что совершает чело-век по забывчивости или во сне. В истории о людях пещеры Всевышний Аллах сказал: Ты думаешь, что они бодрствуют, а они спят, и Мы ворочаем их направо и налево... Сура «Пещера», аят 18 Переворачивались с бока на бок люди, но Аллах при-писал это действие к Себе, ибо спящий не имеет воз-можности выбирать и человеку не будет предъявлен спрос за то, что он сделал во сне. Поэтому Великий и Могучий Аллах и приписал это действие к Себе. Пророк сказал: «Если кто-то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах» (хадис согласо-ван). Пророк сообщил, что накормил и напоил постя-щегося Великий и Могучий Аллах и отнёс эти дейст-вия именно к Нему. Такой человек съел или выпил, забыв о посте, и поэтому стал подобен тому, кто ли-шен способности выбирать. Кроме того, каждый человек видит разницу между болью или страхом, которые появляются независимо от его воли, когда он даже не ведает о причине их появления, и между болью или радостью, которые вызваны им самим. Все эти примеры предельно ясны и не вызывают сомнений. Дорогие братья! Если мы станем утверждать то, что говорит первая группа людей, которые проявля-ют чрезмерность в утверждении предопределения, то тем самым признаём в корне ненужным шариат Ал-лаха. Утверждение того, что человек не имеет права на выбор, делает ненужным поощрение человека за совершение благих дел и его порицание за соверше-ние грехов, ибо человек, совершая их, не имел своей воли и права на выбор. В результате, если Великий и Благословенный Аллах станет наказывать тех, кто ослушался Его повелений, то Он совершит великую несправедливость — пречист и далек Всевышний от этого! — ибо Он станет наказывать его за то, чего он не мог не совершить. Вне всякого сомнения, это явно противоречит Корану. Всевышний Аллах сказал: И скажет ангел-спутник его: «Вот, что у меня записано». [Тогда повелит Аллах — прим. пер.]: «Вы двое ввергните в геенну всякого неблагодар-ного смутьяна, противоборствующего добру, пре-ступника, сеятеля сомнений, который признал помимо Аллаха другого бога. Подвергните же его суровой каре!» Скажет спутник его шайтан: «Гос-поди наш! Я не сбивал его с пути истины, напро-тив, он сам был в глубоком заблуждении». Скажет Он: «Не препирайтесь при Мне. Я уже послал вам предупреждение. Моё слово не подлежит отмене, и Я — не тиран по отношению к рабам». Сура «Каф», аяты 23-29 Аллах разъяснил, что наказание рабов не только не является несправедливостью, а, напротив, пред-ставляет собой совершенную справедливость, ибо Он предостерёг Своих рабов от этого и разъяснил им до-рогу истины и заблуждения, но они предпочли по-следовать дороге лжи и заблуждения, и теперь у них нет оправдания перед Великим и Могучим Аллахом. Если мы станем утверждать то, что говорят эти люди, то тем самым отвергнем высказывание Все-вышнего Аллаха: ...Посланников благовествующих и увещаю-щих, дабы не было у людей довода против [пред-писаний — прим. пер.] Аллаха после посланников. Сура «Женщины», аят 165 Поистине, Великий и Благословенный Аллах воз-вестил, что у людей не будет оправдания после при-хода к ним Божьих посланников, ибо до них дошла истина. Если бы предопределение было оправданием, то оно оставалось бы им и после прихода посланни-ков, ибо предопределение Всевышнего Аллаха было и будет как до отправления посланников, так и после этого. Таким образом, подобные утверждения опро-вергаются как текстами Корана, так и происходящи-ми событиями, примеры которых мы разъяснили ра-нее. Что же касается второй группы людей, то их ут-верждения также опровергаются священными тек-стами и происходящими вокруг нас явлениями. Аяты Корана ясно свидетельствуют о том, что воля челове-ка подчинена воле Великого и Могучего Аллаха: ...Для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров. Сура «Скручивание», аяты 28-29 Господь твой творит, что желает, и избирает... Сура «Рассказ», аят 68 Аллах призывает к обители мира и ведёт, кого пожелает, к прямому пути! Сура «Йунус», аят 25 Те же, кто отрицает волю Аллаха, в действитель-ности отрицают, один из присущих Аллаху атрибутов господства. Они считают, что в царстве Всевышнего Аллаха явления происходят без Его соизволения и даже более того, имеет место нечто, чего Аллах не сотворил. Ни одна вещь и ни одно явление не происходят без соизволения Великого и Благословенного Аллаха, и только Аллах является Творцом всякой вещи. Он предопределяет всё. Утверждения этих людей противоречат также и здравому смыслу. Ведь все творения целиком при-надлежат Великому и Могучему Аллаху. Ему под-властны их тела, души и качества, и в этом вопросе нет разницы между духовным и материальным. По-этому всякая вещь принадлежит Аллаху, и невоз-можно, чтобы во владениях Всевышнего и Благосло-венного Господа происходило что-либо против Его воли. Но остаётся открытым вопрос: если всё упира-ется в волю Аллаха и власть целиком принадлежит Ему, то в чём тогда проявляется роль человека и его возможности, ведь Всевышний Аллах уже предписал кому-то, что он попадёт в заблуждение и не пойдет прямым путем? Отвечая на этот вопрос, мы говорим, что Всевыш-ний и Благословенный Аллах наставляет на прямой путь тех, кто достоин этого, и вводит в заблуждение тех, кто достоин этого. Аллах сказал: А когда они уклонились, Аллах отклонил серд-ца их. Сура «Ряды», аят 5 А за то, что они нарушили договор, Мы про-кляли их и ожесточили их сердца. Они искажают Писание, [изменяя и неверно толкуя его — прим. пер.]. Они предали забвению то, что им было ве-лено помнить. Сура «Трапеза», аят 13 Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что причина того, что раб Божий попадает в заблужде-ние, заключена в самом человеке. Человек, как мы об этом уже сказали, не ведает о том, что предопределил для него Господь, и узнаёт об этом только после того, как это произошло. Он не знает, суждено ли ему быть заблудшим или же Аллах предписал ему идти пря-мым путем. Зачем же тогда он выбирает для себя путь заблуждения, а затем заявляет, что этого поже-лал Всевышний Аллах. Разве не лучше было бы сле-довать пути истины, чтобы затем сказать, что Все-вышний Аллах поставил меня на прямой путь? Отчего же он ссылается на предопределение при совершении грехов и отрицает его при повиновении Аллаху, заявляя, что благие деяния он совершает сам? Нет! Человеку не подобает оправдываться пре-допределением при совершении грехов и заблужде-нии говоря: «Этому было суждено произойти, и я не мог избежать того, что предопределил Аллах». Если же человек совершает праведные дела, и Аллах на-ставил его на путь повиновения и веры, то ему не по-зволено заявлять, что причина этого только в нём са-мом, и гордиться этим перед Аллахом, говоря: «Я совершил это сам!» Что же касается того, что человек отрицает предопределение при повиновении Господу и оправдывается им при непокорности Ему, то это совершенно недопустимо! Перед человеком открыты определённые возможности, и он обладает правом выбора. В этом отношении вера ничем не отличается от заработка и образования. Всем хорошо известно, что удел человека и его пропитание уже предписаны для него. Тем не менее, каждый человек трудится не покладая рук в своём городе и за его пределами, и не сидит в своем доме, говоря: «Мой удел предопреде-лён, и я получу его». Напротив, он использует раз-личные способы, чтобы заработать средства пропи-тания. А ведь удел человека не отличается в этом от-ношении от творимых им деяний, о чём свидетельст-вует хадис пророка, рассказанный Ибн Мас‘удом: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови и разжёванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четы-ре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (хадис согласо-ван). Удел человека предопределён, также как и предо-пределены его праведные и плохие деяния. Отчего же тогда ты обходишь весь мир, различные страны и земли в поисках своего удела в мирской жизни и не творишь благих дел в поисках удела в жизни буду-щей и благоденствия в райских садах. Поистине, эти две цели схожи и неразделимы. Ты трудишься в по-исках заработка, благоустраиваешь свою жизнь и за-ботишься о своём здоровье, а когда заболеваешь, то обходишь весь мир в поисках опытного врача, спо-собного исцелить тебя. Несмотря на то, что срок тво-ей жизни предопределен, не увеличится и не укоро-тится, ты не довольствуешься этим, говоря: «Оста-нусь-ка я дома больным и прикованным к постели, и если Аллах предписал мне продолжить жить, то я буду жить». Напротив, ты спешишь и изо всех сил стараешься найти лучшего врача, чтобы на его руках получить предопределённое Аллахом исцеление. От-чего же тогда ты не прокладываешь свой путь к бу-дущей жизни и благочестию также, как ты стараешь-ся ради благоденствия на земле. Ранее мы уже сказа-ли, что предопределение является сокровенной тай-ной, которую ты не в состоянии узнать. Поэтому сей-час перед тобой открыты две дороги. Одна из них ведет к благополучию, успеху, счастью и богатству, а вторая — к погибели, разочарованию и унижению. Ты стоишь перед ними и имеешь право на выбор, и ничто не мешает тебе выбрать ту или иную дорогу. Если пожелаешь, ты можешь пойти по любой из них. Отчего же ты уклоняешься от истины, а затем гово-ришь, что это было предопределено тебе? Разве не лучше было бы пойти прямо, чтобы сказать, что тебе было предопределено именно это? Если бы ты со-брался в поездку в другой город, и перед тобой были бы дороги: одна — проложенная, короткая и безо-пасная, а вторая — не проложенная, длинная и опас-ная — то ты непременно выбрал бы проложенный, короткий и безопасный путь. Этот пример материа-лен, однако духовный путь, избираемый человеком, сходен с ним и абсолютно не отличается от него. Но человеческие души и желания часто овладевают ра-зумом и одерживают верх над ним. От верующего же требуется, чтобы его разум покорил страсти и жела-ния, ибо здравый рассудок всегда подсказывает чело-веку, как избежать вреда и добиться полезного и же-лаемого результата. Из этого нам становится ясно, что человек само-стоятельно выбирает, как ему поступать, а не делает это под принуждением. Также, как в мирских делах он выбирает, какой товар ему приобрести и какую сделку заключить, в делах, касающихся будущей жизни, он выбирает, какое деяние ему совершить. Однако пути, ведущие к успеху или убытку в буду-щей жизни намного яснее путей мирских, ибо прямой путь и заблуждение разъяснены Самим Всевышним Аллахом в Коране и Его посланником [в Сунне — прим. пер.] и непременно являются более ясными и более светлыми. Несмотря на это человек шагает по мирским путям, даже будучи неуверенным в конеч-ном результате, и не трудится ради будущей жизни, тогда как плоды его деятельности известны и гаран-тированы. Ведь подкреплены они обещанием Аллаха, а Всевышний и Благословенный Аллах не нарушает Своего обещания! Итак, убеждения и мазхаб (учение) приверженцев Сунны, ахль ас-сунна ва аль-джама’а, состоят в том, что человек совершает и говорит что-либо по собст-венной воле, однако его воля подчинена воле Все-вышнего Аллаха и имеет место после его соизволе-ния. Приверженцы Сунны также веруют в то, что во-ля Всевышнего подчинена Его мудрости, ибо одним из имён Аллаха является аль-Хаким, что означает Су-дья и Правитель, который устанавливает всякую вещь в соответствии с законами вселенной и шариа-та. По своей мудрости Всевышний Аллах предписал веру тем, кто, как это было заранее известно Аллаху, стремится к истине и чьё сердце обращено к прямоте, и предписал заблуждение тем, кто отворачивается от этого. Если таким людям предлагают принять Ислам, то их груди сжимаются, словно они поднимаются в небо. Однако мудрость Аллаха не позволяет кому-либо встать на прямой путь, пока Аллах не изменит его намерений и желаний, и также не позволяет это-го, пока для достижения наставленной цели не будут использованы соответствующие средства. Приверженцы Сунны разделили предопределение Аллаха на четыре стадии: Первая стадия — знание. Это означает, что чело-век твердо верует в то, что Аллах ведает обо всякой вещи, обо всем, что в небесах и на земле, будь то деяния Самого Господа или Его творений. Ибо ничто в небесах и на земле не может скрыться от Него. Вторая стадия — предписание. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах написал судьбу всех творений у Себя в Хранимых Скрижалях. Об этих двух стадиях Всевышний Аллах сказал: Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это — в Писании, и это для Аллаха — легко. Сура «Хадж», аят 70 Аллах — свят Он! — вначале упомянул знание, а затем сообщил о том, что оно записано в Писании, то есть в Хранимых Скрижалях. Посланник Аллаха ска-зал: «Первым, что создал Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: “Пиши!” Перо спросило: “О Гос-подь, что мне писать?” И в этот час было записано всё сущее вплоть до Дня воскресения» (хадис пере-дал Ахмад). Поэтому, когда пророка спросили о творимых на-ми деяниях, независимы они или предписаны и неиз-бежны, он ответил, что они предопределены. Тогда его спросили, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предо-пределение? Он же сказал: «Совершайте [благие дела — прим. пер.], ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан». Пророк повелел совершать благие дела, ведь и те-бе, мой брат, также облегчается путь к тому, для чего ты создан. Затем Пророк прочел высказывание Всевышнего: Тому, кто дарил [на пути Аллаха — прим. пер.] и был благочестив, и кто считал истиной наилуч-шее [слово — прим. пер.], Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается [в Аллахе — прим. пер.], и кто счёл ложью наилучшее [слово — прим. пер.], Мы облег-чим путь к тягчайшему. Сура «Ночь», аяты 5-10 Третья стадия — соизволение. Это означает, что Всевышний и Благословенный Аллах пожелал, чтобы всё существующее и отсутствующее как в небесах, так и на земле происходило именно так и позволил этому произойти. Поэтому всё, что происходит, про-исходит по воле Аллаха. Это ясно из аятов Священ-ного Корана. Всевышний Аллах сообщил, что по сво-ей воле Он Сам творит некоторые дела и по Его воле совершают деяния Его творения. Всевышний сказал: ...Для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров. Сура «Скручивание», аяты 28-29 А если бы пожелал Аллах, они бы этого не де-лали. Сура «Скот», аяты 112 и 137 А если бы Аллах пожелал, они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает. Сура «Корова», аят 253 Итак, Аллах разъяснил, что люди совершают дела по Его воле. Что же касается деяний Самого Господа, то Всевышний сказал: Если бы Мы пожелали, то всякую душу наста-вили бы на прямой путь. Сура «Поклон», аят 13 Если бы пожелал Господь твой, то сделал бы людей общиной единой. «Худ», аят 118 Эти и многие другие аяты говорят о том, что воля Аллаха распространяется и на Его деяния. Поэтому вера в предопределение не будет законченной, пока человек не уверует в волю Аллаха, которая объемлет всё, что существует и чего нет. Если что-либо отсут-ствует во Вселенной, то Всевышний Аллах непре-менно пожелал этого, и если что-либо существует, то это также обязательно существует по воле Аллаха, без которой ничего не происходит ни в небесах, ни на земле. Четвертая стадия — сотворение. Это означает, что мы веруем в то, что Всевышний Аллах является Творцом всякой вещи. Всё, что существует в небесах и на земле, сотворено Аллахом, даже смерть, несмот-ря на то, что она приносит с собой отсутствие жизни. Всевышний Аллах сказал: ...Который сотворил смерть и жизнь, чтобы ис-пытать вас и увидеть, кто же лучше из вас по дея-ниям. Сура «Царство», аят 2 Таким образом, Всевышний и Благословенный Аллах создал всё, что в небесах и на земле. Мы зна-ем, что все происходящие события созданы Аллахом. Небеса, земля, горы, реки, Солнце, Луна, звезды, вет-ра, человек, животные являются Его творениями. Ка-чества этих творений, их состояния и перемены так-же созданы Великим и Могучим Господом. Поэтому человеку трудно осознать, каким образом наши дела и слова, которые мы совершаем и говорим по собст-венной воле являются творениями Аллаха. Это действительно так. И причина этого в том, что наши деяния и слова являются результатом двух ве-щей. Во-первых, наших возможностей, а во-вторых, наших желаний. Итак, деяния раба зависят от его желаний и воз-можностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Великий и Могучий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Мы говорим, что тот, кто создаёт причину, создаёт и её следствие, по-этому именно Всевышний Аллах сотворил деяния раба. Мы уже отметили, что деяния человека определя-ются его желаниями и возможностями. Если бы че-ловек был лишён желания или возможности, то не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хочет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твёрдого желания и необходимых возможностей, и сотворил их Аллах. Таким образом, мы понимаем, почему мы говорим, что Всевышний Аллах является Творцом человеческих деяний. В действительности человек творит дела своими руками. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост, совершает хадж и малое паломничество, ослушается велений Господа и повинуется Ему, но всё это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Великий и Могучий Аллах. Это — хвала Аллаху! — предельно ясно. Каждый мусульманин обязан уверовать в упомя-нутые стадии предопределения, и всё сказанное ранее совершенно не противоречит воле раба при соверше-нии каких-либо деяний. Например, мы говорим, что огонь сжигает, а само горение несомненно сотворено Всевышним Аллахом. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а потому, что Аллах наделил его этим качеством. По этой причине, огонь, в который язычники бросили пророка Ибра-хима, не спалил его, ибо Аллах повелел ему: ...Будь прохладой и миром для Ибрахима! Сура «Пророки», аят 69 И огонь стал для Ибрахима прохладой и миром. Поэтому огонь сжигает не сам по себе, а благодаря способности, которой его наделил Всевышний Ал-лах. Эта способность сжигать подобна воле и воз-можностям человека. Ведь огонь тоже разжигается благодаря горючему веществу. Однако в связи с тем, что человек обладает волей, разумом и правом выбо-ра, совершаемое им деяние зависит от него самого, и он несёт ответственность за совершение грехов и за-служивает наказания, ибо сам выбирает, совершить его или избежать. И в завершение я говорю: верующий обязан цели-ком признать Всевышнего Аллаха своим Господом, а чтобы его вера в господство Аллаха была полной, он должен уверовать в предопределение. Он должен знать, что творимые им деяния предопределены так-же, как и его удел в том мире, который он не пере-стаёт искать, и как срок его жизни, который он вся-чески старается продлить. Всё это уже предписано и предопределено, и каждому человеку облегчается путь, ведущий его туда, для чего он создан. Я прошу Великого и Могучего Аллаха, чтобы Он сделал нас в числе тех, кому Он облегчил праведный путь, и чтобы Он одарил нас благочестием и безо-пасностью как в этом жизни, так и в будущей. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение наше-му пророку Мухаммаду, его роду и всем сподвижни-кам! На этом я заканчиваю эту статью, за что и восхва-ляю Всевышнего