О Аллах, поистине, возлюбил я сподвижников Твоего про-рока Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, самой искренней и глубочайшей любовью. Пожертвуй же мною для любого из них в день Страшного суда. Поистине, ведомо Тебе, что я возлюбил их в Тебе, о Всемилостивейший из милостивых. САИД ИБН АМИР АЛЬ-ДЖУМАХИ
«Саид Ибн Àìèð — человек, который приобрёл Будущую жизнь своей земной жизнью, отдав предпочтение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, перед всеми другими». (Из высказываний историков)
Саид Ибн Амир аль-Джумахи был одним из тысяч юношей, которые пришли в район ат-Таньим близ Мекки по призыву курайшитских вождей, чтобы присутствовать при расправе над одним из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Хубайбом Ибн Ади, вероломно захваченным в плен. Его кипучая, полная энергии молодость позволила ему, на-ходясь в процессии, протиснуться к шествовавшим в первых рядах шейхам курайшитов, таким, как Абу Суфйан Ибн Харб и Сафван Ибн Умайа. Это позволило Саиду увидеть самого пленника курайшитов, закованного в кандалы, толкаемого руками женщин, детей и молодежи к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухам-маду, да благословит его Аллах и приветствует, и убийством Хубайба отплатить за убитых в битве при Бадре курайшитов. Когда плотная толпа людей с пленником подошла к месту, подготовленному для казни, юноша Саид Ибн Амир аль-Джумахи, благодаря своему высокому росту увидел Хубайба, подходящего к помосту для распятия. Сквозь шум и крики женщин и детей Саид услышал его твердый спокойный голос: «Если можете, то позвольте мне перед смертью совершить Намаз в два раката...» Саид наблюдал, как Хубайб встал лицом к Каабе и отмо-лился два раката. Как же прекрасна и совершенна была эта молитва! Затем Саид увидел, как повернувшись в сторону курайшит-ских вождей, Хубайб сказал: «Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что я затяги-ваю Намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше...» Саид собственными глазами увидел, как люди его племени начали терзать Хубайба, буквально отрывая один за другим куски его тела. При этом они кричали Хубайбу: «Хотел бы ты видеть на своем месте Мухаммада, а себя спа-сенным?» Обливающийся кровью Хубайб отвечал: «Клянусь Аллахом, не хотел бы я сейчас находиться в семье среди детей спокойно и в безопасности и дать уколоть Мухам-мада хотя бы одной колючкой вместо меня». Люди воздевали руки, и ширился рев толпы: «Убейте его! Убейте его!» Затем Саид Ибн Амир увидел, как Хубайб поднял взор к не-бу с помоста для распятия и произнес: «О Аллах! Сокращай их число и убивай поодиночке, не оставляя ни одного из них!» После этого Хубайб испустил дух от несчетных ран на теле от мечей и копий. * * * Курайшиты вернулись в Мекку и в водовороте важных со-бытий забыли о Хубайбе и его гибели. Однако из головы взрослеющего Саида Ибн Амира ни на мгновение не уходил образ Хубайба. Когда он спал, то видел его во сне. Наяву он грезил Хубайбом, и Саиду казалось, что он видит его, спокой-но и уверенно совершающим свой последний Намаз в два ра-ката перед помостом для распятия. В ушах Саида звучал голос Хубайба, взывающего к Аллаху против курайшитов. Саид бо-ялся, что его поразит молния или камень с небес. Хубайб научил Саида тому, чего он раньше не знал... Он научил его тому, что истинная жизнь — это вероубеждение человека и Джихад во имя этого вероубеждения вплоть до са-мой смерти. Он научил его также тому, что нерушимая вера способна творить чудеса и делать невозможное. Хубайб научил его также тому, что человек, которого столь беззаветно любят его сторонники, является никем иным, как Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, полу-чающим помощь с Небес. Вот здесь-то и открыл Аллах грудь Саида Ибн Амира для Ислама. Встав посреди большой группы людей, Саид объявил о своей непричастности к преступлениям и грехам курайши-тов. Он провозгласил также отказ от поклонения их идолам и истуканам и свое принятие религии Аллаха.
* * *
Переселившись в Медину, Саид Ибн Амир не разлучался с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветству-ет, участвовал с ним в битве при Хайбаре и в последующих походах. Когда благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл к своему Господу, оставаясь довольным Саидом, последний остался после него разящим мечом в руках обоих халифов Абу Бакра и Умара, да будет Аллах доволен ими. Саид был уникальным и выдающимся образцом истинно-го верующего, который приобрел Будущую жизнь своей зем-ной жизнью. Благосклонность Аллаха и Его награду он ставил выше душевных порывов и телесных потребностей.
* * * Оба халифа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знали правдивость и праведность Саида Ибн Амира. Они прислушивались к его советам и высказываниям. Как только Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Ал-лах, стал халифом, Саид пришел к нему и сказал: «О Умар, советую тебе бояться Аллаха в отношениях с людьми и не бояться людей в отношениях с Аллахом. Советую также, чтобы твои слова не расходились с делами. А ведь луч-шие слова те, которые подкрепляются делами... О Умар! Повернись лицом к тем дальним и близким му-сульманам, чьи дела поручил вести тебе Аллах. Пожелай им того, чего ты желаешь себе и своим домочадцам. Всегда и вез-де не боясь трудностей, стремись к истине и не бойся пред Ал-лахом упрека порицающего». Умар воскликнул: «Кто же может это, о Саид?!» Он ответил: «Это может человек, подобный тебе, из тех, кого Аллах уполномочил вести дела Уммы Мухаммада. И нет никого ме-жду этим человеком и Аллахом».
* * * Умар Ибн аль-Хаттаб тут же призвал Саида помогать ему и сказал: «О Саид! Я назначаю тебя руководить жителями Хомса». Саид воскликнул: «О Умар! Заклинаю тебя Аллахом, не сбивай меня и не со-блазняй меня!» Раздосадованный Умар сказал: «Горе вам! Повесили вы мне на шею это дело (халифат), а затем отреклись от меня!» Не оставлю тебя», — сказал Умар и назначил его правителем Хомса. Затем он спросил: «Не назна-чить ли нам тебе паёк?» Саид ответил: «А что мне с ним делать, о правитель право-верных?! То, что я получаю из общественной казны, превыша-ет мои потребности». После этого он отправился в Хомс. Прошло немного времени, и к правителю правоверных при-были из Хомса несколько человек, которым он доверял. Он попросил их: «Напишите мне, пожалуйста, список ваших бедняков, чтобы я мог помочь им в их нуждах». Когда список принесли Умару, то среди других он обнару-жил Саида ибн Амира. «Это какой же Саид Ибн Амир?!» — спросил Умар. Люди ответили: «Это наш амир». Умар пере-спросил: «Как, ваш амир — бедняк?!» Люди ответили: «Да. Клянёмся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг». Умар так разрыдался, что от слез его борода стала мокрой. Взяв тысячу динаров, он положил их в кошель и сказал: «Передавайте ему привет от меня и скажите: “Правитель правоверных послал тебе эти деньги, чтобы ты использовал их на свои нужды”.
* * * С кошелем делегация пришла к Саиду. Заглянув вовнутрь кошеля и увидев там динары, Саид оттолкнул его от себя со словами: «Инна биллаhи ва инна илайhи радждиун («Истинно, мы принадлежим Аллаху, истинно к Нему и возвращаемся». — Слова произносимые при несчастье, бедствии. — Ред.) Это было сказано таким образом, будто его постигла беда, или в доме случилось несчастье. Обеспокоенная жена Саида вскочи-ла с места и спросила его: «Что случилось с тобой, Саид?! В чем дело? Неужели умер Повелитель правоверных?!» Саид ответил: «Случилось нечто более серьезное, чем это». Жена воскликнула: «Неужели мусульмане потерпели пора-жение в бою?!» Саид ответил: «Нет, случилось нечто ещё бо-лее серьезное, чем это». «Что же это такое? Что может быть хуже этого?» — спроси-ла жена. «Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом всели-лась смута, совращающая меня», — ответил Саид. «Ну, так покончи с этим», — сказала жена. Она ещё ничего не знала о динарах. «Ты поможешь мне сделать это?» — спросил Саид. — «Да», — ответила жена. Саид разложил динары по кошелькам и раз-дал их бедным мусульманам.
* * * Вскоре после этого Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прибыл в аш-Шам, чтобы там лично ознакомиться с положением населения. Он остановился в Хомсе, который был широко известен под названием «маленькая Куфа» (Кувайфа). Дело в том, что жители Хомса так же часто жаловались на на-местников и правителей, как и куфийцы. К Умару пришли представители жителей Хомса, чтобы поприветствовать его. Он спросил их: «Ну, как вы находите вашего амира?». Люди нажаловались Умару на Саида, упомянув четыре его деяния, каждое из которых было серьёзнее других. Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я собрал у себя Саида и этих людей, взывая к Аллаху, что-бы Он не изменил моё мнение о Саиде, так как я очень верил ему. Когда люди вместе со своим амиром предстали передо мной, я спросил: “В чём же вы жалуетесь на вашего амира?” Они ответили: «Он не выходит к нам, пока не наступит раз-гар дня». Я спросил: «Что ты скажешь по этому поводу, Са-ид?». Немного помолчав, он ответил: «Клянусь Аллахом, мне очень не хотелось бы говорить об этом, но если уж это необходимо, то дело в том, что у моих домочадцев нет слуги. Поэтому каждое утро я замешиваю тес-то для семьи, а затем жду, пока оно не поднимется. После это-го я пеку для всех лепёшки, совершаю омовение и затем вы-хожу к людям». Умар продолжал: «Я спросил их: “Какие ещё есть жалобы на него?” Люди отвечали: “Ночью никто не может добиться от него ответа”. Я спросил: “А об этом что ты скажешь, Саид?” Он ответил: “И об этом мне не хотелось бы говорить, кля-нусь Аллахом. Тем не менее скажу, что день я предназначил для людей, а ночь посвящаю Всемогущему Аллаху”. Я спросил: “На что ещё вы жалуетесь?” Они ответили: “Один день в месяц он вообще не выходит к нам”. Я спросил: “А это почему, Саид?” Он ответил: “У меня нет слуги, о повелитель правоверных, и одежда у меня только та, которую я ношу. Раз в месяц я её стираю и жду, пока она высохнет, а затем в конце дня выхожу к людям”. Я опять спросил людей: “Ещё какие у вас жалобы на Саи-да?” Люди ответили: “Иногда он впадает в бессознательное со-стояние и отсутствует на заседаниях совета”. Я спросил: “А это что такое, Саид?” Он ответил: “Я был свидетелем гибели Хубайба Ибн Ади, когда был язычником. Я видел, как курайшиты терзали его со словами: “Хотел бы ты, чтобы на твоем месте был Мухаммад?” Хубайб отвечал им: “Клянусь Аллахом, мне не хотелось бы быть в безопасности среди своих родных вместе со своими детьми в то время, как Мухаммада укололи бы шипом... Стоит мне только вспомнить этот день, и как я оставил Хубайба без по-мощи, как я тут же начинаю думать, что Аллах не простит мне этого.., а затем впадаю в бессознательное состояние”. После этого Умар воскликнул: «Хвала Аллаху, что Он не изменил мое мнение о нём!» Затем Умар послал Саиду тысячу динаров, чтобы он потра-тил их на свои нужды. Когда эти деньги увидела его жена, она сказала Саиду: «Хвала Аллаху, Который послал нам это и дал возможность обойтись без твоих услуг. Купи же нам продуктов и найми слугу». Саид ответил жене: — А не желаешь ли ты сделать нечто лучшее, чем это? — А что же именно? — воскликнула жена. Саид сказал: — Мы отдадим их тому, кто сделает нам всё это — ведь мы больше всего нуждаемся в этом. Жена воскликнула: — А это как?! — Этими деньгами мы дадим хороший кредит Аллаху, — сказал Саид. — Да, — сказала жена. — Да вознаградит тебя Аллах доб-ром. Не успев встать с места, где он сидел, Саид разложил день-ги по кошелькам и сказал одному из своих людей: «Отправ-ляйся с этими деньгами к вдове такого-то, сиротам такого-то, обездоленным из рода такого-то и нуждающимся из рода тако-го-то».
* * * Да будет Аллах доволен Саидом Ибн Амиром аль-Джумахи, который был из тех людей, которые помогают другим, не-смотря на собственную бедность.
ТУФАЙЛ ИБН АМРУ АД-ДАУСИ
«О Аллах, пошли ему знамение, способное осуществить его добрые намерения». (Из мольбы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привет-ствует, для Туфайла).
Туфайл Ибн Амру ад-Дауси был вождём племени Даус в доисламские времена, выходцем и представителем знатного аристократического арабского рода, одним из известных своей щедростью и великодушием людей... В его доме никогда не угасал очаг, на котором готовилась пища, а двери были распахнуты перед каждым, кто желал вой-ти... Он оделял пищей голодного, успокаивал боящегося и по-кровительствовал просящему помощи. Наряду с этим Туфайл был умным, проницательным, деликатным и просвещенным человеком, чутким поэтом с обострённым восприятием, хоро-шо различающим как сладостные, так и едкие речи, обладаю-щие силой волшебства.
* * * Туфайл покинул жилища своего народа в Тихаме и напра-вился в Мекку. В это время разгорелась борьба между благо-родным Посланником, да благословит его Аллах и приветству-ет, и неверными курайшитами. Каждая из сторон стремилась привлечь к себе союзников и увеличить число сочувствующих и помощников... В этих условиях посланник Аллаха, да благо-словит его Аллах и приветствует, призывал людей к своему Господу, а его оружием были вера и истина. Неверующие курайшиты сопротивлялись призыву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, используя любое оружие и всячески стремились оттолкнуть людей от него. Туфайл обнаружил, что он вступает в эту борьбу, будучи неподготовленным, и сражается, не имея преднамерения... В Мекку он отправился не для этой цели, так как до этого времени у него и в помине не было мысли о деле Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и курайшитов. В результате таких обстоятельств с Туфайлом Ибн Амру ад-Дауси произошла незабываемая история. Давайте же послуша-ем её, так как она удивительна до невероятной степени. Туфайл рассказывал: «Я прибыл в Мекку, и как только меня увидели вожди ку-райшитов, то сразу же подошли ко мне, горячо и с почестями приветствуя меня, а затем разместили в их самом лучшем до-ме. После этого со мной встретились вожди и старейшины ку-райшитов. Они сказали мне: “О Туфайл, ты приехал в нашу страну, а этот человек, который провозглашает себя пророком, расстроил наши дела, разобщил семьи и рассеял нашу общину. Мы очень опасаемся, что тебя и твоё руководство народом постигнет то же, что и нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его. Поистине, его слова подобны колдовским чарам: он разлучает сына с отцом, брата с братом, а жену с мужем”». Туфайл рассказывал далее: «Клянусь Аллахом, они продолжали рассказывать мне о нём самые невероятные вещи, вселяя в меня страх за себя и мой народ, живописуя его удивительные проделки. Так что в итоге я твёрдо решил не приближаться к этому человеку, не разгова-ривать с ним и не слушать его. Когда утром я отправился на место моления, чтобы совер-шить обход Каабы и испросить благословения у её идолов, которых мы возвеличивали и совершали к ним паломничество, то заложил уши ватой, опасаясь, что до моего слуха дойдут слова Мухаммада. Однако едва я вступил на священную территорию, как уви-дел там стоящего Мухаммада, который совершал Намаз рядом с Каабой. Он молился Аллаху не так, как мы, и его поклонение отличалось от нашего. Его вид притягивал меня, а поклонение просто потрясло. Я вдруг обнаружил, что постепенно и не-осознанно начал подходить к нему всё ближе, пока не оказался рядом... Аллаху было угодно, чтобы до моего слуха дошла часть из того, что он говорил. Я услышал замечательную речь и сказал себе: «Пропади ты пропадом, о Туфайл... Ты разумный и прони-цательный поэт, легко отличаешь красивое от некрасивого. Что же мешает тебе послушать то, что говорит этот человек... Если в его словах благость, то ты примешь их, а если его речь непристойна, ты не будешь её слушать». Далее Туфайл рассказывал: «Я оставался там до тех пор, пока посланник Аллаха не ушёл домой, а я последовал за ним. Когда он зашёл в дом, я прошёл вслед за ним и сказал: “О Мухаммад, люди из твоего народа рассказали мне о тебе то-то и то-то. Клянусь Аллахом, они не переставали запугивать меня тобой до тех пор, пока я не заложил уши ватой, чтобы не слышать твоих слов. Однако Аллаху было угодно, чтобы я услышал часть твоих речей, и они показались мне прекрасными. Расскажи мне о своей рели-гии». Он рассказал мне об Исламе и прочитал суру “аль-Ихлас” (“Очищение [веры]”) и суру “аль-Фалак” (“Рассвет”). Клянусь Аллахом, я никогда не слышал лучших слов, чем его слова, и никогда не встречал более справедливого дела, чем его. После этого я протянул ему свою руку и засвидетельство-вал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — по-сланник Аллаха. Вот так я принял Исламµ».
* * * Туфайл продолжал: «Некоторое время после этого я провел в Мекке, изучая ос-новы Ислама и заучивая отрывки из Корана. Собравшись воз-вращаться к своему народу, я сказал: — О посланник Аллаха, я человек, которому подчиняется мой род. Вернувшись к ним, я буду призывать их к Исламу. Взывай к Аллаху, чтобы Он ниспослал мне в помощь знамение в том, к чему я буду призывать их. Посланник Аллаха воскликнул: “О Аллах, ниспошли ему знамение!” Я возвращался к своему народу, и когда был уже на горе вблизи от их жилищ, в моих глазах появился свет, похожий на яркий светильник. Я воскликнул: “О Аллах! Не направляй свет мне в лицо. Я боюсь, что лю-ди подумают, что это наказание, ниспосланное мне в лицо за мой отказ от их религии...” Свет переместился на кончик моей плети, и люди решили, что на плети висит фонарь. Я же тем временем спускался к ним в долину по крутому горному склону. Внизу меня встре-тил отец, который был глубоким старцем. Я сказал отцу: — Уходи от меня, отец! Я уже не твой, а ты не мой! — Почему так, сынок?! — воскликнул отец. — Я принял Ислам и последовал религии Мухаммада, — сказал я. — Что ж, сынок, твоя религия — это моя религия, — сказал отец. Я сказал ему: — Иди, помойся и почисть одежду. А затем приходи ко мне, и я научу тебя тому, чему научили меня. Отец помылся и почистил одежду. Когда он вернулся, я рас-сказал ему об Исламе, и он принял его. Затем ко мне подошла жена. Я сказал ей: — Óõîäè, я не твой муж, а ты не моя жена! Она воскликнула: — Это почему?! Да станут мои родители выкупом за тебя! — Нас разделил Ислам. Я принял его и последовал религии Мухаммада, — сказал я. Жена сказала: — Òâоя религия — это моя религия. Я сказал ей: — Иди и очистись водой Зу аш-Шара [Зу аш-Шара — идол племени Даус, и вокруг него было много воды, стекающей с гор. — Ред.]. Она ответила: — Да будут мои родители выкупом за тебя! Ты не боишься за детей из-за Зу аш-Шара?! — Пропади ты пропадом вместе с Зу аш-Шара, — восклик-нул я, — я же сказал тебе: иди и помойся там, подальше от людей. Я заверяю тебя, что этот каменный истукан ничего плохого тебе не сделает. Жена ушла и помылась там. Когда она вернулась, я расска-зал ей об Исламе, и она приняла его. Затем я обратился с исламским призывом ко всему племени Даус, но они медлили, за исключением Абу Хурайры , кото-рый самым первым принял Ислам.
* * * Туфайл продолжал: «В Мекке я вместе с Абу Хурайрой пришёл к посланнику Аллаха. Пророк спросил меня: — Какие новости, Туфайл? Я ответил: “Сердца людей покрыты пеленой, которая скры-вает от них истину. В них слишком сильно безбожие... В пле-мени Даус преобладают беспутство и неповиновение...” Посланник Аллаха поднялся, совершил омовение и начал совершать Намаз, воздев руки к небу”. Туфайл рассказывал: «Увидев его в таком виде, я испугаются, что он взывает к Аллаху, чтобы Он ниспослал беду моему народу, и он тогда погибнет... Я сказал: — О мой народ!.. Однако посланник Аллаха взывал: — О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный... О Ал-лах, наставь племя Даус на путь истинный... О Аллах, наставь племя Даус на путь истинный... Затем Пророк повернулся к Туфайлу и сказал: — Возвращайся к своему народу, мягко обращайся с ним и призывай их к Исламу».
* * * Туфайл продолжал: «Вернувшись в племя Даус, я непрерывно призывал всех людей к Исламу до тех пор, пока посланник Аллаха не пересе-лился в Медину. Прошли битвы при Бадре, Ухуде и сражение у рва. После этого я появился у него с восемьюдесятью семья-ми племени Даус, искренне принявшими Ислам. Посланник Аллаха нам очень обрадовался и наделил всех мусульман до-лей трофеев, взятых в битве при Хайбаре. Мы попросили его: — О посланник Аллаха, сделай нас твоим правым флангом в каждом походе, который ты совершаешь, и пусть нашим де-визом будет: «Мабрур Благочестивый». Туфайл рассказывал далее: «Я постоянно был вместе с посланником Аллаха, пока Ал-лах не открыл перед ним Мекку. Тогда я попросил его: — О посланник Аллаха, пошли меня к идолу Зу аль-Кафайн племени Амру Ибн Хамамы, чтобы я сжёг его...» Получив разрешение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Туфайл отправился к идолу с небольшим отря-дом из своего народа. Когда он прибыл на место и начал готовиться к сожжению идола, вокруг него собрались женщины, мужчины и дети, ожидая как на Туфайла обрушится кара в виде молнии, если он причинит вред Зу аль-Кафайну. Однако Туфайл подошёл к идолу на глазах у поклоняющих-ся ему, и жаркое пламя охватило истукана. Туфайл начал дек-ламировать: О Зу аль-Кафайн, я не раб тебе. Мы родились раньше тебя, И я разжёг огонь в твоём сердце... Жаркое пламя поглотило идола, а вместе с ним сгорели ос-татки язычества племени Даус. Весь народ принял Ислам, и они стали хорошими мусульманами. После этого Туфайл Ибн Амру ад-Дауси неразлучно нахо-дился рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока Аллах не забрал его к Себе. Когда халифом стал сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Правдивейший Абу Бакр, да будет Аллах доволен им, Туфайл своим мечом и сы-ном присягнул на верность халифу посланника Аллаха, да бла-гословит его Аллах и приветствует. Когда начались войны с вероотступниками, Туфайл вместе со своим сыном Амру был в авангарде мусульманской армии, выступившей против лжепророка Мусайлимы. По пути в Йамаму Туфайлу приснился сон, и он сказал сво-им соратникам: — Мне приснился сон. Растолкуйте мне его. Они спросили: — А что ты видел? Туфайл ответил: — Я видел себя с обритой головой, а изо рта у меня вылете-ла птица. Какая-то женщина положила меня себе в живот, а мой сын Амру изо всех сил звал меня, но между нами была преграда. Люди сказали: — Надеемся, что это к добру... Туфайл продолжал: «Клянусь Аллахом, я растолковал это следующим образом: моя бритая голова означает, что она будет отрублена... Что же касается птицы, вылетающей изо рта, то это мой дух... Жен-щина, которая поместила меня себе в живот, — это земля, ко-торая будет разрыта, чтобы похоронить меня в её глубинах... Я надеюсь, что я паду смертью шахида. Зовущий меня сын озна-чает, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет соизволение Аллаха, однако он погибнет в бою позже». В боевых действиях во время йамамского похода выдаю-щийся сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Туфайл Ибн Амру ад-Дауси, стремив-шийся погибнуть на поле боя, проявил чудеса храбрости и ге-роизма и пал в одном из сражений. Его сын Амру героически сражался в боях, пока не был тя-жело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вер-нулся в Медину, оставив в земле Имамы своего отца и руку.
* * * Во времена халифа Умара Ибн аль-Хаттаба, да будет дово-лен им Аллах, к нему как-то раз пришёл Амру Ибн ат-Туфайл. В это время, когда все сидели у Фарука , ему принесли пищу. Фарук пригласил всех к столу, но Амру не принял приглаше-ния. Фарук спросил его: — Что с тобой?! Наверное ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки. — Да, о повелитель правоверных, — ответил Амру. Халиф воскликнул: «Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своей обрубленной рукой! Клянусь Аллахом, нет среди нас никого, чья бы часть тела уже находилась в Раю, кроме тебя!». При этом он имел в виду от-рубленную руку Амру.
* * * Мечта о мучительной смерти на поле боя не покидала Амру с тех пор, как погиб его отец. В битве при Ярмуке Амру нахо-дился в первых рядах бойцов и храбро сражался до тех пор, пока, подобно своему отцу, не пал смертью шахида. * Да смилуется Аллах над Туфайлом Ибн Амру ад-Дауси, ко-торый погиб в бою шахидом и был отцом шахида.
АБДУЛЛА ИБН ХУЗАФА АС-САХМИ
«Каждый мусульманин обязан поцеловать го-лову Абдуллы Ибн Хузафы, и я буду первым, кто сделает это». (Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах).
Героем этой истории является один из сподвижников по-сланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Абдулла Ибн Хузафа ас-Сахми. Разумеется, история могла пройти и мимо этого человека, подобно тому, как она прошла мимо миллионов арабов до не-го, не обратив на них никакого внимания. Однако великий Ислам предоставил Абдулле Ибн Хузафе ас-Сахми возможность встретиться в своё время с двумя вла-стелинами земного мира — с персидским царем (хосроем) и византийским императором. Каждая из этих встреч явилась важной историей, которые навсегда остались в памяти людей и навеки вошли в анналы всеобщей истории.
* * * Встреча Абдуллы с персидским хосроем произошла в шес-том году по Хиджре, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял решение послать группу своих спод-вижников к иностранным царям и королям со своими посла-ниями, в которых он обратился к ним с призывом принять ис-ламскую веру. При этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прекрасно осознавал опасность этой миссии... Посланцам Пророка, да благословит его Аллах и приветст-вует, предстоит отправиться в дальние и незнакомые страны, с которыми раньше арабы не имели никаких отношений. Они не были знакомы с языками народов этих стран и ниче-го не знали о характере правителей этих стран... К тому же им предстоит призвать правителей этих стран от-казаться от своих вероубеждений, расстаться с могуществом и властью, принять религию народа, который до недавнего вре-мени был зависим от него... Подобная акция являлась весьма опасным делом, и человек, отправившийся с подобной миссией, считался пропавшим, а вернувшийся — заново родившимся. Поэтому, собрав своих сподвижников, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним с речью. Вначале он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, про-изнёс формулу шахады, а затем сказал: «Итак, мне угодно отправить некоторых из вас к иностран-ным царям и правителям и передать им: “Хочу, чтобы вы не ссорились со мной, как поссорились сыны израилевы с Исой Ибн Марйам”». Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Ал-лах и приветствует, сказали: «Мы, о посланник Аллаха, готовы выполнить всё, что тебе угодно. Поэтому можешь посылать нас, куда хочешь».
* * * Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомен-довал шесть своих сподвижников доставить его послания арабским и иностранным правителям. Одним из этих шести избранников оказался Абдулла Ибн Хузафа ас-Сахми. Ему бы-ло поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, персидскому хосрою.
* * * Собравшись в дальний путь, Абдулла Ибн Хузафа попро-щался со своей женой и сыном, а затем устремился навстречу своей цели, преодолевая горы и низины. На всём своём пути он был один-одинёшенек, и с ним был только Аллах. Наконец он достиг персидской территории и попросил разрешения вступить к царю. Он сообщил царским придворным об имею-щемся у него послании для самого царя. После этого хосрой отдал распоряжение украсить дворец, приготовиться к встрече и пригласил на заседание знатных персидских деятелей, которые вскоре собрались в тронном зале. Затем Абдулле Ибн Хузафе было разрешено войти в зал к царю.
* * * Абдулла Ибн Хузафа вошёл к владыке персов, одетый в тонкое покрывало, а сверху на нём была накидка из толстой ткани. В его наряде явно чувствовалась простота араба-бедуина. Но вместе с тем он вступил в зал в полный рост с вы-соко поднятой головой. Во всём его облике чувствовалось мо-гущество Ислама, а сердце было преисполнено гордости за свою веру. Увидев, как Абдулла приближается к нему, хосрой подал знак одному из своих придворных, приказав ему взять посла-ние из рук Абдуллы. Однако он возразил: — Нет, посланник Аллаха повелел мне, чтобы я вручил его письмо тебе лично в руки. Я не собираюсь нарушать повеле-ние посланника Аллаха. Хосрой сказал своим людям: «Дайте ему дорогу, пусть под-ходит ко мне». Абдулла подошёл к хосрою и передал послание в его руки.