. Пятница, 26.04.2024, 23:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96

Статистика сайта

Главная » Статьи » Хадисы

Картинки из жизни сподвижников 4


После этого Амру Ибн аль-Джамух пришёл к Манат. Когда люди хотели поговорить с идолом, то ставили сзади него ста-руху, которая по вдохновению от идола отвечала за него. Во всяком случае, они так считали. Выпрямившись во весь свой высокий рост, Амру встал перед идолом, опираясь на здоро-вую ногу, так как другая была сильно искривлена. Воздав наи-лучшую хвалу идолу, он сказал:
— О Манат, несомненно ты знаешь, что этот проповедник, который прибыл к нам из Мекки, не желает никому плохого, кроме тебя... Он пришёл для того, чтобы мы прекратили по-клоняться тебе... Однако несмотря на то, что мне довелось ус-лышать его прекрасные слова, я отказался присягать ему, пока не посоветуюсь с тобой. Дай же мне совет!
Но Манат ничего ему не ответил.
— Может быть ты рассердился? — спросил Амру. — Но я в жизни ничего плохого тебе не сделал... Но ничего страшного. На несколько дней я тебя оставлю, пока не утихнет твой гнев.

* * *

Сыновья Амру Ибн аль-Джамуха знали, насколько он был привязан к Манат, став с течением времени частью этого идо-ла. Вместе с тем они видели, что беззаветная вера в его сердце начала колебаться. Они должны были вырвать эту веру из его души, чтобы открыть Исламу путь в неё.

* * *

Как-то ночью сыновья Амру Ибн аль-Джамуха со своим другом Муазом Ибн Джабалем проникли в то место, где стоял Манат и вынесли его оттуда. Они перенесли его к яме, куда люди из племени бану Салама сбрасывали нечистоты, и оставили его там. После этого они скрытно вернулись домой таким образом, что их никто не видел. Проснувшись поутру, Амру неспеша направился к своему идолу, чтобы поприветствовать его. Не обнаружив его на месте, он воскликнул:
— Ну, берегитесь! Кто был у нашего божества ночью?
Однако никто ничего не смог ему ответить.
Вне себя от гнева и ярости Амру обыскал весь дом снаружи и изнутри, расточая угрозы и проклятия, пока, наконец, не об-наружил идола вниз головой в помойной яме. Он отмыл, по-чистил идола, умастил благовониями и вернул на прежнее ме-сто со словами:
— Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь!
На следующую ночь юноши вновь пришли к Манат и сде-лали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, шейх обнаружил идола опять в выгребной яме, перепачканным не-чистотами. Взяв его, он отмыл идола, умастил благовониями и водрузил на прежнее место.
Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал Манат:
— О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если в тебе есть добро, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого.
Затем Амру отправился спать.
Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к дохлой собаке и бросили его в колодец бану Салама, куда стекали нечистоты и скапливались там.
Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему дохлой собакой, а меч оказался украден-ным. На этот раз Амру не стал доставать идола из ямы, а оста-вил его там. При этом он сказал: «Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к дохлой со-баке».
А в скором времени Амру принял религию Аллаха.

* * *

Ощутив сладость и прелесть истинной веры, Амру Ибн аль-Джамух почувствовал угрызения совести и раскаяние за каж-дое мгновение своей языческой жизни. Телом и душой он при-нял новую религию, посвятив свою жизнь, имущество и детей покорному служению Аллаху и Его посланнику, да благосло-вит его Аллах и приветствует.

* * *

Незадолго перед битвой при Ухуде Амру Ибн аль-Джамух увидел, как три его сына собираются на бой с врагами Аллаха. Они были подобны диким львам и преисполнены страстного желания принять мученическую смерть и победить с соизво-ления Аллаха. Такая обстановка возбудила у Амру боевой пыл, и он решил выступить вместе с ними на священную войну под знаменем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Однако юноши решили помешать отцу осуществить своё намерение...
Амру был уже пожилым человеком преклонного возраста и к тому же имел изуродованную кривую ногу. Всемогущий Ал-лах простил бы ему неучастие в боевых действиях.
Сыновья сказали Амру:
— О отец, Аллах освободил тебя от участия в войне. Поче-му же ты утруждаешь себя тем, что ты делать не должен?
Шейх сильнейшим образом разгневался на них за такие слова и побежал жаловаться на них посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал:
— О пророк Аллаха, мои сыновья не хотят допустить меня к этому благу, заявляя, что я хромой. Клянусь Аллахом, я стремлюсь попасть в Рай с этой моей хромотой.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветству-ет, сказал его детям:
— Пусть ваш отец делает, что ему хочется. Может быть Всемогущий Аллах дарует ему геройскую смерть на поле боя...
Повинуясь повелению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дети оставили его в покое.

* * *

Когда пришло время выступить в поход, Амру Ибн аль-Джамух попрощался с женой, как будто он уже никогда не вернётся...
Затем он повернулся к Каабе, воздел руки к небу и произ-нес:
— О Аллах, ниспошли мне смерть героя на поле боя, и не допусти моего возвращения к родным разочарованным.
Затем вместе со своими тремя сыновьями и многими бой-цами из племени бану Салама он отправился в путь.
В самый разгар битвы люди рассеялись вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался в одиночестве. Амру Ибн аль-Джамух находился в это время в первых рядах бойцов. Он скакал на своей здоровой ноге впе-рёд со словами:
— Истинно, я стремлюсь в Рай! Истинно, я стремлюсь в Рай! — Сзади него находился его сын Амру Халлад.
Шейх и его сын героически защищали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отбивая атаки врага, пока не пали бездыханными на поле боя почти одновременно.

* * *

После окончания битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к телам павших при Ухуде бойцов, чтобы похоронить их. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам:
— Оставьте их в таком виде, в каком они есть, израненными и окровавленными, и я свидетель этого.
Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, про-должил:
— Каждый мусульманин, получивший ранение на священ-ной войне во имя Аллаха, в Судный день будет иметь кровь цвета шафрана и запах, подобный аромату мускуса. Похорони-те Амру Ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой Ибн Амру, по-тому что при жизни они были большими друзьями.

* * *

Аллах был благосклонен и доволен Амру Ибн аль-Джамухом и его соратниками, павшими в битве при Ухуде, послав им свет в их могилах.


АБДУЛЛА ИБН ДЖАХШ

Первый, кто был назван вождём правоверных.

Сподвижник, о котором сейчас мы поведём речь, был свя-зан тесными узами с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одним из его первых сторонников в Исламе.
Он являлся сыном тёти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как его мать Умайма, дочь Аб-дель Мутталиба, была тётей Пророка, да благословит его Ал-лах и приветствует.
Он был также шурином посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одной из матерей правоверных.
Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождём правоверных. Это был Абдулла Ибн Джахш аль-Асади.

* * *

Абдулла Ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Про-рок, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусуль-ман.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдулла Ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этой заслуге его смог опередить только Абу Салама.
Переселение во имя Аллаха, расставание с родными и роди-ной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы Ибн Джах-ша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфио-пию.
Однако на этот раз переселение было гораздо более мас-штабным, так как с ним уходили уже все его родные и близ-кие, а также и другие дети его отца со своими домочадцами, пожилыми и молодыми, с мальчиками и девочками. Ислам стал его домом, а вера его племенем.
Как только они покинули Мекку, их оставленные дома по-казались унылыми и заброшенными, как будто они всегда бы-ли необитаемыми, и в них не ступала нога живого человека.
Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы со своим родом, как вожди курайшитов начали объезжать мек-канские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался. Среди оставшихся были Абу Джахль и Утба Ибн Рабиа.
Окинув взором жилища бану Джахш, где гулял пыльный ве-тер и хлопали двери, Утба произнёс:
— Похоже на то, что опустевшие дома бану Джахш оплаки-вают их.
Абу Джахль возразил ему:
— А кто они такие, чтобы дома оплакивали их?
После этого Абу Джахль вошёл в дом Абдуллы Ибн Джах-ша, который был самым красивым и богатым из всех домов, и начал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником.
Когда Абдулле Ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль с его домом, он рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:
— Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха прекрасный дом в Раю?
— Нет, это меня вполне устраивает, — сказал Абдулла.
— Ну, так тому и быть, — произнёс Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
После этого душа Абдуллы успокоилась.
Не успел Абдулла Ибн Джахш обосноваться в Медине по-сле перенесённых горестей во время первого и второго пересе-лений и не успел он насладиться заслуженным отдыхом у за-ботливых ансаров после всех козней курайшитов, как судьба по воле Аллаха приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ис-лам.
Послушаем же историю этого сурового и горького испыта-ния.

* * *

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветству-ет, избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла Ибн Джахш и Саад Ибн Абу Ваккас. Пророк, да благословит его Аллах и привет-ствует, сказал своим избранникам: «Я назначаю вашим коман-диром того, кто лучше всех и стойко переносит голод и жаж-ду». Затем он вручил знамя Абдулле Ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине .

* * *

Благородный Посланник, да благословит его Аллах и при-ветствует, определил Абдулле Ибн Джахшу направление дви-жения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее.
Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочи-тал в письме следующее:
«Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахлы, что находится между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них...»
Прочитав письмо, Абдулла воскликнул: «Слушаюсь и пови-нуюсь Пророку Аллаха!», а затем обратился к своим спутни-кам:
— Посланник Аллаха повелел мне выдвигаться к Нахле, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях. При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует со мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно без всякого позора.
Люди сказали:
— Мы слушаемся и повинуемся посланнику Аллаха. Мы пойдём за тобой туда, куда приказал тебе следовать пророк Аллаха.
Достигнув Нахлы, небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амру Ибн аль-Хадрами, аль-Хукм Ибн Кайсан, Усман Ибн Абдулла и его брат аль-Мугайра. При них были обычные для курайшитов товары: ко-жи, изюм и ò.ä., которыми они торговали.
Обнаружив караван, бойцы начали совещаться между со-бой. Это случилось как раз в последний день месяцев, в тече-ние которых война была под запретом. Они говорили друг другу:
«Если мы их убьём, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы... Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достиг-нуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас».
Они совещались подобным образом, пока не пришли к еди-ному мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи... В течение нескольких мгнове-ний они убили одного, захватили в плен двоих, а четвертый ускользнул и спасся бегством.

* * *

Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом от-ряд Абдуллы Ибн Джахша вернулся в Медину. Когда они предстали перед посланником Аллаха, да благословит его Ал-лах и приветствует, и он узнал об их действиях, то самым су-ровым образом осудил их. Он сказал:
«Клянусь Аллахом, я не приказывал вам вести боевые дей-ствия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курай-шитах, а также следить за их передвижениями».
Обоих пленных Пророк, да благословит его Аллах и при-ветствует, оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался взять что-нибудь себе.
И вот тогда у Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей опус-тились руки, так как они осознали, что нарушили приказ по-сланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Дело усугублялось ещё и тем, что их дружно осудили мно-гие их мусульманские братья, которые, проходя мимо, говори-ли: «Они нарушили приказ посланника Аллаха».
Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от посланника Аллаха, да благо-словит его Аллах и приветствует, и дискредитировать его сре-ди арабских племён. Они говорили при этом: «Мухаммад на-рушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захва-тив имущество и взяв в плен людей...»
Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты сво-их действий, и в какое неудобное положение они поставили тем самым посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Когда они все переживали тяжесть отчаяния и беды, обру-шившейся на них, вдруг пришла добрая весть о том, что Все-вышний Аллах удовлетворён их действиями, по поводу чего Он ниспослал соответствующие аяты Своему пророку, да бла-гословит его Аллах и приветствует.
И даже не спрашивайте о том, какая радость охватила их всех. На улице к ним подходили люди, обнимали и поздравля-ли их, а у всех на устах были ниспосланные аяты Корана.
Всевышний Аллах ниспослал следующее Откровение Сво-ему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
«Они спрашивают тебя про войны во время священного месяца. Скажи: “Война во время его есть великое беззако-ние, но удерживать людей на пути Аллаха и быть неблаго-дарными Ему и удерживать людей от Священной Мечети, и изгонять народ из неё есть ещё больший грех пред Алла-хом, и преследование хуже убийства...”». (Êîðîâà, 217).

* * *

Успокоилась душа благородного Посланника, да благосло-вит его Аллах и приветствует, когда ему были ниспосланы эти возвышенные аяты. Тогда он, да благословит его Аллах и при-ветствует, принял добычу и выкуп за пленных, с удовлетворе-нием восприняв действия Абдуллы Ибн Джахша и его това-рищей, поскольку этот поход явился важным событием в жиз-ни мусульман. Это были первые трофеи, захваченные в эпоху Ислама и был убит первый язычник, кровь которого пролили мусульмане. Это были первые в истории Ислама двое плен-ных, попавших в руки мусульман. Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знамя Ислама, а его командир Абдулла ибн Джахш стал первым исламским военачальником.
Затем была битва при Бадре, где Абдулла Ибн Джахш про-явил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истин-ному правоверному.
После этого была битва при Ухуде, где с Абдуллой Ибн Джахшем и его товарищем Саадом Ибн Абу Ваккасом про-изошла незабываемая история. Предоставим же слово самому Сааду, чтобы он рассказал то, что произошло с ним и его това-рищем.
Саад Ибн Абу Ваккас рассказывал:
«Перед битвой при Ухуде меня встретил Абдулла Ибн Джахш и спросил: “Разве ты не взываешь к Аллаху?”
— Да, конечно, — ответил я.
Уединившись, я начал взывать к Аллаху:
“О Владыка! Если мне суждено встретиться с врагом, то пошли мне сильного, жестокого и злобного противника, чтобы я сразился с ним, а он бы сразился со мной. А затем ниспошли мне победу над ним, чтобы я убил его и взял бы у него тро-феи”».
После меня к Аллаху воззвал Абдулла Ибн Джахш:
— О Аллах! Ниспошли мне сильного, жесткого и злобного врага, с которым я буду сражаться во имя Твоё, а он будет сражаться со мной. Затем он одолеет меня и отрежет мне нос и ухо. Если я встречусь с Тобой завтра, Ты спросишь: “Во имя чего отрезаны твой нос и ухо?” — а я отвечу: “Во имя Твоё и Твоего посланника”. “Ты прав”, — скажешь Ты».
Саад Ибн Абу Ваккас продолжал:
«Призыв Абдуллы Ибн Джахша был лучше моего. В конце дня я обнаружил его убитым и изуродованным. Его нос и ухо были подвешены за нитку к дереву».

* * *
Аллах ответил на призыв Абдуллы Ибн Джахша и даровал ему мученическую смерть шахида. Такая же награда была да-рована и его дяде — главному мученику Хамзе Ибн Абдель Мутталибу.
Благородный Посланник, да благословит его Аллах и при-ветствует, похоронил их обоих в одной могиле, а его чистые слезы капали на место их последнего упокоения, придавая чу-десный аромат праведной смерти в бою.


Категория: Хадисы | Добавил: Muvahid (05.04.2008)
Просмотров: 1064 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск по сайту

Прогноз погоды

Новости Веб-Планет

Copyright MyCorp © 2024