Награда - за доброе дело По свидетельству Абу Зарра (да будет Аллах милостив к нему), несколько сахабов сказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): "О Посланник Аллаха! Богатые получают все вознаграждения: они молятся, как и мы молимся, они постятся, как и мы постимся, и они отдают на богоугодные дела излишки своего богатства". Он сказал: "Разве не сотворил и для вас Аллах то, что вы отдаете на богоугодные дела? Воистину, каждый тасбих1 - это богоугодное дело, каждый такбир2 - это богоугодное дело, каждый тахмид3 - богоугодное дело, и каждый тахлил4 - это богоугодное дело; принять участие в добром (деле) - это богоугодное дело, предотвратить зло - богоугодное дело, и половой акт каждого из вас - это богоугодное дело". Они спросили: "О Посланник Аллаха, когда один из нас удовлетворяет половое желание, будет ли он вознагражден за это?" Он ответил: "Разве вы не считаете, что тот, кто поступает против закона, совершает грех? Так и тот, кто поступает по закону, будет вознагражден". (Приводится у Муслима). Пояснения: Хадис - о том, что мотивом поступков должно быть стремление к награде от Аллаха. Мы видим, что сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стремились к большему вознаграждению, ища возможность не отстать в этом друг от друга. Это прекрасный пример для всех мусульман, ибо необходимо стараться совершать такие дела, за которые можно получить аджр (награду). Нужно искать самые различные пути к этому, сравнивать свои поступки с поступками других людей. Обращает на себя внимание еще одна особенность хадиса. В нем очень хорошо показана разница между "черной" и "белой" завистью. Первой из них не было места в отношении небогатых сахабов к состоятельным братьям, но было желание получить такой же аджр. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) показал, как его можно реализовать с учетом разницы в достатке. Он сказал, что не обязательно давать садака в таких размерах, которые доступны для богатых. В действительности можно получить большую саваба (награду) за выплату небольшой суммы, чем за сотни тысяч, которые выплачивают люди с таким достатком, что эти тысячи - лишь мелкая часть их огромного состояния. Кроме того, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) об'яснил, что есть садака не только деньгами, но и делами. Так, любое поминание Аллаха (зикр) - садака словом; насихат (наставление) - садака; и отвращение от плохих дел - садака. За любое дозволенное, угодное Богу дело следует аджр. Итак, мы видим, сколь важен практический смысл этого хадиса. Давайте же следовать советам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и никогда не забывать, что "тот, кто поступает против закона, совершает грех", а тот, "кто поступает по закону, будет вознагражден".