Человек и Шариат. Гибкость и постоянство Шариат. Что это? Широкое распространение у нас получил взгляд, будто шариат - это всепроникающая и предельно детализированная система правил поведения, регламентирующая каждый шаг мусульманина, все предписывающая ему заранее и не оставляющая никакой свободы выбора. Следовательно, приверженность человека Шариату делает его закостенелым, не способным идти в ногу со временем, ведь сущность человека изменчива: она развивается и прогрессирует. Вывод: шариат как образ жизни не пригоден для человека. Так ли это на самом деле? Давайте попытаемся выяснить.
Вначале рассмотрим разницу между человеком прошлым и человеком современным. Современный человек достиг луны, изобрел компьютер, воздвиг небоскребы, клонирует себе подобного, а человек прошлого передвигался на животных, жил в пещерах и добывал огонь, высекая искры камнями. Оставим в стороне эти колоссальные изменения в жизни человека и зададимся вопросом: изменилась ли его сущность?
Действительно, коренным образом изменилась его еда, питье, одежда, средства передвижения, места обитания, но его суть осталась такой же как и много веков назад. Природа человека, его стимулы не поменялись со времен Адама, его основные духовные и физические потребности остались неизменными.
Человек нуждается и всегда будут нуждаться в мировоззрение, дающем ему ответы на извечные вопросы: кто Я? зачем Я живу? куда Я иду? в чем смысл жизни, если Я умираю? что будут со мной после смерти? Человечество, достигло высот научно-технического прогресса, но не перестало нуждаться в божественных принципах, регулирующих его жизнь, повелевающих ему доброе и запрещающих злое, разъясняющих мировоззренческие, испокон веков волнующие его вопросы.
Как видно, изменения в человеке затронули исключительно внешнюю сторону его жизни, но ни в коей мере не коснулись его внутренней сути. Именно на этой основе шариат и взаимодействует с человеком.
Вернемся к точке зрения, согласно которой система Шариата - это неизменяющийся, закостенелый механизмом. Такое мнение не разделяется авторитетными исламскими учеными, в трудах которых преобладает совершенно иной подход к проблеме. В соответствии с ним, в шариате существуют факторы гибкости и прогрессирования. Что это значит? Законы шариата подразделяются на две группы. Первая группа представляет собой постоянный, неизменяющийся механизм законов. К ним относятся: основы вероубеждения, столпы Ислама, основные запреты (прелюбодеяние, ростовщичество, убийство, воровство и др.), нравственность (верность, честность, терпение, доброта, прощение, милость, застенчивость) и определенная сфера взаимоотношений (супружество, наследование, ответственность). Вторая группа представляет собой гибкий, эволюционный механизм законов Шариата. Гибкость этих законов обеспечивается их изменяемостью в зависимости от времени, места, обстоятельств, условий и традиций. Они представлены сферой политики, научного прогресса, и всем, что связано с практическими, бытовыми интересами людей.
Как пишет доктор юридических наук Л. Сюкияйнен: «Сочетание божественного и рационального, постоянства и гибкости - характерная черта шариата. Его универсализм и божественное происхождение не исключают, а, наоборот, предполагают творческое осмысление человеком его исходных ориентиров и принципов, рациональное применение их к конкретным условиям».
Можно привести несколько наиболее важных факторов гибкости Шариата:
1) Изменяемость фатвы (решение принимаемое учеными на основе Корана, Сунны и их рационального понимания) в зависимости от времени, места, обстоятельств и традиций.
Это самый важный фактор, обеспечивающий эволюцию и гибкость исламского Шариата. Решение, выносимое по одному и тому же вопросу, может изменяться, варьироваться в зависимости от различных обстоятельств: особенностей психологического уклада, степени вероубежденности, возраста человека, ситуации в обществе, времени, научно-технического прогресса, экономического и морального состояния в обществе, ситуации в мире, целесообразности.
2) Учет крайних обстоятельств и исключительных случаев.
Шариат учитывает крайние обстоятельства и нужды людей. Существуют законы, учитывающие эти обстоятельства, поскольку цель Шариата - облегчение. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Аллах желает вам облегчения и не желает для вас затруднения». На этом аяте основывается базовая формула исламского права: «трудность приносит облегчение». Из нее вытекает огромное множество облегчений в сфере шариатских обязанностей, например, для больных, путников, людей, находящихся в затруднительном положении. Пророк Мухаммад сказал: «Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями также, как он не любит, когда совершают греховное».
Существует и другая формула мусульманского права: «крайние обстоятельства позволяют запретное». Например, Шариат запретил некоторые виды пищи: мертвечина, кровь, свинина, но все они допускаются к употреблению в крайних обстоятельствах. Также мусульманину позволяется совершать запрещенное Шариатом под принуждением.
1) Ограниченность Корана в некоторых вопросах общими указаниями, ориентирами.
Такие стороны человеческой жизни, как женитьба, наследование, поклонение, семейные взаимоотношения, являющиеся фундаментальными сторонами жизни человеческого общества, освещены в Коране очень подробно и детально, дабы предупредить отклонения от норм Шариата и нововведения. А те стороны жизни, которые подвержены изменениям, освещены в Коране в общих чертах, без детального изложения, дабы не затруднять жизнь людей и дать ученым простор для варьирования при принятии решений. Например, в Коране сказано: «И советуйся с ними в делах». Поэтому Совет (Парламент) является обязательной структурной составляющей в исламской государственной системе. Но форма, методы его работы, способы избрание его членов не оговорены в Коране и оставлены на рассмотрение общества. Главный и неизменный принцип - правитель не должен быть бесконтрольным и не должен навязывать свою волю.
Итак, Шариат уделяет внимание во многих вопросах принципам и целям, но не средствам и методам, давая тем самым возможность мусульманам находить пути реализации этих целей в наилучшей, удобной, соответствующей велениям времени форме.
Таким образом, можно четко определить в системе шариата две составляющие - неизменное и гибкое - гармонично сосуществующие в следующих направлениях:
1) неизменность целей и гибкость методов;
2) неизменность основ и гибкость ответвлений;
3) неизменность религиозных и нравственных ценностей и гибкость в научно-технической сфере и в области, касающейся практических, бытовых интересов людей.
По этому поводу Л. Сюкияйнен пишет, что «...правильно понимаемый шариат представляет собой хоть и строгую, но в то же время гибкую, гуманную систему, нацеленную на удовлетворение интересов человека, необременительную для него и веротерпимую, поощряющую творческий подход к окружающему миру и самостоятельность суждений, способную отвечать на вызов времени».
Почему же Шариат не создан абсолютно неизменным или абсолютно гибким?
Ислам, божественная религия, гармонирует, сочетается с природой человеческой жизни, и с устройством мироздания в которых существуют элементы постоянства и изменчивости. В окружающем нас мире есть творения, которые неизменны в течение многих тысяч лет, например, Земля, море, горы, небо, день и ночь, солнце и луна, звезды, и есть творения изменчивые: реки, пустыни, посевы, мертвые земли, приливы и отливы. А человек подобен минивселенной, в нем сочетаются элементы постоянства и непостоянства одновременно. Он постоянен по своей сути и изменчив во внешних проявлениях своей жизни. Постоянство и изменчивость являются естеством Вселенной, и поэтому религия Господа сочетает в себе части неизменного и гибкого.