Следует знать, что время рассветного намаза начинается тогда, когда появляется вторая заря (фаджр), представляющая собой белую горизонтальную линию, которая появляется на горизонте справа и слева. Это время продолжается до восхода Солнца.
Что касается первой зари, то она является ложной (фаджр казиб), представляя собой белизну в небе, тянущуюся сверху вниз подобно столбу. Это происходит примерно за двадцать минут до появления подлинной зари (фаджр садык), причем это время может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от времени года.
Шариатские законоположения (ахкам) относятся к подлинной, а не к ложной заре.
О существовании двух видов зари говорится во многих хадисах, например, в следующих: (Внимание! Здесь представлен смысловой перевод)
Пророк, салля-Ллаху аляйхи ва саллям, сказал: «Существует два вида зари: заря, при появлении которой принимать пищу становится запретным, а совершение молитвы становится дозволенным, и заря, при которой совершение (фаджр-) молитвы является запретным, а принятие пищи является дозволенным». Хадис приводят аль-Хаким и аль-Бейхаки от Ибн Аббаса. Шейх аль-Альбани назвал его достоверным (сахих) в "Сахих аль-Джами" (4279).
Пророк, салля-Ллаху аляйхи ва саллям, сказал: «Существует два вида зари. Что касается зари, подобной волчьему хвосту, то ее появление не делает дозволенным совершение молитвы и не делает запретным принятие пищи. Что же касается зари, которая показывается на небе в виде горизонтальной линии, то при ее появлении становится дозволенным совершение молитвы и становится запретным принятие пищи.» Хадис приводят аль-Хаким и аль-Бейхаки от Джабира. Шейх аль-Альбани назвал его достоверным в "Сахих аль-Джами" (4278).
Согласно другому сообщению: «Существует два вида зари. Заря, которая называется “волчий хвост”, является ложной, и она тянется вертикально, а не горизонтально. Другая же заря тянется горизонтально, а не вертикально». Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным в "Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха".
И Пророк, салля-Ллаху аляйхи ва саллям, сказал: «Пусть Азан Биляля или вертикальная заря не останавливают вас от (предрассветного) принятия пищи (сухур). (Следует прекратить принимать пищу) только при появлении тянущейся по горизонту зари». Хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал хадис хорошим. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным в "Сахих ат-Тирмизи" (568).
Из этих объяснений, данных Пророком, салля-Ллаху аляйхи ва саллям, становится ясно, что определение времени совершения молитвы Фаджр производится путем визуального наблюдения, а не с помощью астрономических расчетов или расписаний, составители которых не известны, как достойные доверия (амана) и обладающие знаниями, люди.
Ошибку при определении времени совершения молитвы Фаджр допускают во многих странах, так как большая часть расписаний не дают правильной информации о времени совершения молитвы Фаджр. Как правило, данные этих расписаний основаны на первой, то есть ложной заре. Это означает, что существует опасность того, что молитва, совершаемая мусульманами, является недействительной, особенно, если они совершают ее, находясь в своем доме, сразу же после Азана.
Группа ученых и специалистов в Саудовской Аравии, Сирии, Египте и Судане провела исследование по выявлению времени подлинной зари, после чего она пришла к выводу, что расписания, используемые в настоящее время, составлены неправильно.
Шейх аль-Альбани, рахимахуЛлах, сказал: «Я лично сам видел это много раз, находясь в своем доме, в Хамланских горах, расположенных к юго-востоку от Аммана, и это позволяет мне подтвердить резкие слова некоторых людей из числа выступающих за то, чтобы поклонение мусульман совершалось правильно, о том, что Азан для молитвы Фаджр в некоторых арабских странах дается за 20-30 минут до появления подлинной зари, то есть, тогда, когда еще не появилась даже ложная заря. Я часто слышал, как Икама для молитвы Фаджр дается тогда, когда подлинная заря только начинает появляться, а Азан они дают до наступления соответствующего времени. И они могут спешить совершить фард-молитву в месяц Рамадан, несмотря на то, что время ее совершения еще не наступило.» (Из книги "Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха").
В каждом городе необходимо выбрать группу заслуживающих доверия и знающих людей для определения времени совершения молитвы фаджр, объявить об этом людям и предостеречь их от следования расписаниям, если доказано, что они составлены неправильно.
Мусульманам, проживающим в странах, в которых следуют неправильным расписаниям в случае, если это доказано, следует совершать молитву фаджр через 25-30 минут после Азана, и им следует объявлять Азан в соответствующее время, если они обладают властью, позволяющей повлиять на время его объявления.