Ибн Таймия Биография Таки уд-Дин Абу-л-′Аббас Ахмад Ибн ′Абд аль-Халим Ибн ′Абд ас-Салам Ибн Таймийя аль-Харрани аль-Ханбали родился в понедельник 10 числа месяца Раби′ аль-Авваль 661 года Хиджры /22-го января 1263 г. от Р.Х. в Харране. Его отец бежал со своей семьей из Харрана в Дамаск в год 667 Хиджры/1268 г. от Р.Х. из страха перед татарами, которые вторглись в исламские земли и были на подступе к Харрану. В Дамаске, центре исламских наук в то время, Ахмад Ибн Таймия последовал по стопам своего отца, который был ученым в области исламских наук, обучаясь у великих ученых его времени, и среди них была женщина по имени Зайнаб бинт Макки, которая научила его хадису. Он закончил свое обучение в подростковом возрасте, а в 19 лет стал профессором исламских наук. Хорошо сведущий в Коранических науках, Хадисе, фикхе, теологии, арабской грамматике и схоластике, и.т.д., он начал давать фатвы по религиозным юридическим вопросам, не следуя какой-либо традиционной правовой школе, Ханафи, Малики, Шафи′и и Ханбали. Он защищал чистые пророческие традиции доводами, которые, хотя и были взяты из Кор′ана и Сунны, прежде были незнакомы людям его времени. Его свободная полемика заработала ему много врагов среди ученых традиционных ортодоксальных школ, которые лживо обвинили его во всех видах ереси. Среди них был известный мусульманский средневековый путешественник Ибн Батута, посетивший Дамаск, когда Ибн Таймийя сидел в тюрьме. Это не помешало Ибн Батуте написать в своей книге, что «он был свидетелем, как Ибн Таймийя говорил, стоя на минбаре: «каждую ночь Аллах нисходит на нижнее небо, подобно как я спускаюсь», и он спустился на одну ступеньку с минбара». Из чтения нижеизложенной ′акиды мы узнаем, что Ибн Таймийя принимал атрибуты Аллаха без сомнения (би-ля кайфа). Он боролся с еретическими нововведениями в религии, которые были широко распространены в его время во всем мусульманском мире, особенно с определенными поступками и убеждениями некоторых суфийских орденов, таких, как поклонение святым и посещение могил святых, бросание себя в огонь. Его атаки на суфиев стали причиной его проблем с властями, чьи правители находились под влиянием суфийских лидеров. Борьба Ибн Таймийи не ограничивалась суфиями и людьми, следовавшим еретическим нововведениям; вдобавок, он сражался с монголо-татарами, вторгшимися в мусульманский мир и почти достигшие Дамаска. Люди Сирии послали его в Египет убедить султана Мамлюка, султана Египта и Сирии, ввести свои войска в Сирию и спасти их от вторжения монголо-татар. Когда он понял, что султан колеблется, стоит ли ему выступать, он стал угрожать султану словами: «Если ты отвернешься от Сирии, мы пригласим другого правителя, который защитит ее в дни войны, и будет обладать ею в дни мира». Он участвовал в сражении у Шахаба возле Дамаска против монголо-татар, которое произошло во время месяца поста Рамадан, и дал фатву армии прервать пост, чтобы помочь им против врага, как пророк Мухаммад, , поступил во время освобождения Мекки. Мусульмане выиграли битву против монголо-татар, и прогнали их от Дамаска и со всей Сирии. Свою храбрость Ибн Таймийя показал, когда вместе с делегацией ′уляма′ отправился на переговоры с ханом монголо-татар в Казань, чтобы прекратить их набеги на мусульман. Никто из ′уляма′ не осмелился говорить что-либо ему, кроме Ибн Таймийи, сказавшего: «Вы провозгласили себя мусульманами, и у вас есть му′адзины, судьи, имам и шейх, но зачем вы вторглись в нашу страну? Когда твои отец и дед, Хулаг, были неверующими, они не нападали на исламские земли, они даже обещали не нападать и держали свое обещание. А ты обещал и не сдержал свое обещание». И этот джихад против врагов Ислама не помог Ибн Таймийи с ′уляма′. Власти сажали его в тюрьму много раз, пока он не умер там из-за своих смелых и передовых взглядов на многие правовые и социальные вопросы, что злило его оппонентов, последователей ортодоксальных школ исламского права. Однако, когда Ибн Таймийя мог наказать своих оппонентов среди ′уляма′, которые причинили ему все виды несчастья и много раз бросали в застенки, он показал огромное великодушие, и простил им, когда султан ан-Насир Калауун дал ему такую возможность. Он сказал: «Если ты убьешь их, то больше никогда не найдешь ′уляма′, подобных им». Султан сказал: «Они причиняли тебе столько вреда, и хотели убить тебя!» Ибн Таймийя ответил: «Кто навредил мне, те прощены, а кто навредил делу Аллаха и Его посланника, того Аллах накажет». Мусульманские историки, как Аз-Захаби, Ибн Касир, Ибн аль-′Имд аль-Ханбали и многие другие воздавали должное Ибн Таймийе и считали его одним из величайших ученых в Исламе. Ибн Таймийя умер в заключении в Дамаске в ночь с воскресенья на понедельник 20-го числа месяца Зу-ль-Ка′да 728г Хиджры/26-27 сентября 1328 г.от Р.Х. Жители Дамаска, которые почитали его, устроили пышные похороны, на которых, по подсчетам, присутствовало 200000 мужчин и 150000 женщин. Он был погребен на суфийском кладбище в Дамаске , где была похоронена его мать. Труды Ибн Таймийи. Несмотря на все превратности жизни, Ибн Таймийя написал много книг и статей по всем направлениям исламского знания. Его ученик, Ибн Кайим аль-Джавзийя, составил список работ Ибн Таймийи, который содержит 350 работ. Здесь некоторые из них: А: Коранические науки и Тафсир: 1. аль-Табийян фи нузул аль-Кор′ан. 2. Тафсир Сурат ан-Нур. 3. Тафсир аль-Му′ауизайтайн (Суры 113 и 114) 4. Тафсир Сурат аль-Ихлас (Сура 112) 5. Мукаддима фи ′Усуль аль-Тафсир Б: Фикх: (Исламское право) 1. Маджму′ат аль-Фатауа аль-Кубра. 5 томов 2. Маджму′ Фатауа Ибн Таймийя. 37 томов 3. аль-Кава′ид ан-Нуранийя аль-Фидхийя. 4. Китаб Манасик аль-Хадж. 5. Рисала фи аль-′Укуд аль-Мухаррама. 6. Китаб аль-Фарк аль-Мубин баина аль-Талак валь-Йамин. 7. Китаб фи ′Усуль аль-Фикх. 8. Рисала фи Раф аль-Ханафи Йадайхи фи аль-Сала. 9. Рисала фи Суджуд аль-Сахуу. 10. Мас′алат аль-Хальф биль-Талак. В: Тасаууф: (Суфизм) 1. аль-Фуркан баина Аулийя′ аль-Рахман уа-Аулийя′ аш-Шайтан. 2. Амрад аль-Кулюб уа-Шифа′уха. 3. аль-Тухфа аль-′Иракийя фи А′маль аль-Кулюб. 4. аль-′Убадийя. 5. аль-Рисала аль-Тадмурийя. 6. Даджарат аль-Йакин. 7. Багьят аль-Муртад (аль-саб′инийя). 8. Ибталь Уахдат аль-Ууджуд. 9. аль-Тауассуль уаль-Уасиля. 10. Рисала фи аль-Сама′ Уаль-Ракс. 11. аль-′Ибадат аль-Шар′ийя. Г: ′Усуль аль-Дин и ′Ильм аль-Калам: 1. Рисала фи ′Усуль ад-Дин. 2. Рисала фи аль-Ихтиджадж биль-Кадар. 3. Джауаб Ахль аль-′Ильм валь-Иман. 4. аль-Иклики фи аль-Муташаби валь-Та′уиль. 5. аль-Рисала аль-Маданийя. 6. Минхадж аль-Сунна аль-Набауийя фи Накд Калам аль-Ши′а аль-Кадарийя. 7. аль-Мунтакя мин Акбар аль-Мустафа. 8. Шарх аль-′Акида аль-Асфаханийя. 9. Ма′аридж аль-Уусуль иля Ма′рифат анна Усуля аль-дин уа-Фата′аху кадд байанаха аль-Расуль. 10. Акуаму ма киля фи аль-Маши′ати уаль-Хикинати уаль-Када′и уаль Кадари уаль-Та′лили уа-Бутлани аль-Джабри уаль-Та′тиль. 11. Рисала фи аль-Када′и уаль-Кадар. 12. Китаб аль-Иман. 13. аль-Фуркан баина аль-Хакки уаль-Батиль. 14. аль-Уасийя аль-Кубра. 15. Накд Та′сис аль-Такдис. 16. аль-Радд ′аля аль-Нусайрийя Д: Аль-Радд ′аля Ас-хаб аль-Миляль: (Ответ последователям других религий) 1. аль-Джауаб аль-Сахих ли-ман Баддала Дина аль-Масих. 2. аль-Радд ′аля аль-Насара. 3. Такджиль Ахль аль-Инджиль. 4. аль-Рисала аль-Кубрусийя. 5. Иктида′ аль-Сират аль-Мустаким Мухалафат Ас-хаб аль-Джахим. Е: Аль-Мантик уаль-Фальсафах: (Логика и философия) 1. аль-Радд ′аля аль-Мантикийин. 2. аль-Рисала аль-Сафадийя. 3. Накд аль-Мантик. 4. аль-Рисала аль-′Аршийя. Ж: Аль-Ахлак уаль-Сийяса уаль-Иджтима′: (Поведение, Правление и Социология) 1. аль-Хасана уаль-Сайи′а. 2. аль-Уасийя аль-Джами′а ли-Хайр аль-Дуния уаль-Ахира. 3. Шарх Хадис «Иннама аль-А′малу бин Нийат». 4. аль-Сийаса аль-Шар′ийа фи Ислах аль-Ра′и уаль-Ра′ийя. 5. аль-Хизба фи аль-Ислам. 6. аль-Мазалим аль-Муштарака. 7. аль-Шатрандж. З: Хадис: 1. Ахадис аль-Куссас Причина, по которой было написано данное кредо веры: Ибн Таймийя сказал: «Шафи′итский судья из Уасита (в Ираке), чье имя Радийя ад-Дин аль-Уасити, посетил меня по пути на Хадж (паломничество). Этот шейх был человеком добродетели и веры. Он посетовал мне на положение народа в этой стране (т.е., Ираке), находящейся под татаро-монгольским правлением, на невежество, несправедливость и утрату веры и знания. Он попросил меня написать ′Акиду (вероубеждение) для него и его семьи. Но я был склонен сказать: «Множество вероубеждений уже написаны». И сослался на ученых Сунны. Однако он настаивал на своей просьбе, говоря: «Я не хочу другого вероубеждения, кроме написанного тобой». Так я написал это для него, в течение второй половины дня. Множество его копий было распространено в Египте, Ираке и других провинциях. (Маджму′ Фатауа Ибн Таймийя, VIII, стр.164)
АЛЬ-АКИДА АЛЬ-УАСИТИЯ Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного Вся хвала принадлежит Аллаху , Который направил Своего посланника с руководством и религией истины (т.е., Ислам), чтобы сделать ее обязательной для всех религий. Аллах – лучший из свидетелей , и я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, и что у Него нет сотоварищей ; я признаю и верую в единственность Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник ; да благословит Аллах его, его семью и его сподвижников. Такова вера спасенной общины , которая останется побеждающей до Дня Суда, людей Сунны и Джама′а (т.е., вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, воскрешение после смерти, вера в Божественное предписание (кадар), счастливое ли оно или несчастливое) . Частью веры в Аллаха есть вера в то, как Он описал Себя в Своей Книге (Кор'ане), и как Его посланник Мухаммад, , описывал Его. Верить без искажения или отрицания и без сомнения или придания формы; это и есть вера в Аллаха, Всевышнего: "Нет ничего подобного Ему; Он - Всеслышащий, Всевидящий" (аш-Шура 42/11). Не отрицай то, как Он описал Себя; не изменяй слова в их контексте; не отрицай имен Аллаха и Его Знамений; не сравнивай Его Атрибуты со свойствами Его творений, потому что Аллах, Возвышенный, не имеет подобия – никто не сравнится с Ним; нет никого, равного Ему; Возвышенный, Великий не может быть измерен Своими творениями; на самом деле, Он лучше всех знает Себя и остальных; Он Истинный; и слово Его торжествует над речью Его созданий. Более того, Его посланники истинны, и потому говорят истину. Она противоположна речам тех, кто говорит о Нем то, о чем у них нет знания. И об этом Возвышенный, Великий сказал: "Хвала же Господу твоему, Господу Величия, превыше Он того, что они (многобожники) приписывают (Ему). И мир посланникам. И Хвала Аллаху, Господу миров" (aс-Саффат 37/180-182). Он восславил Себя от того, что противники посланников говорили о Нем; и приветствовал посланников, ведь то, что они говорили, свободно от недостатков. Он (Хвала Ему) сочетал в Своем описании то, что находится между отрицанием и утверждением . Следовательно, люди Сунны и Джама'а не должны отклоняться от того, что принесли посланники; поистине, это правильный путь, путь тех, кого Аллах одарил Своей милостью, путь пророков, святых, мучеников, и праведных людей.
ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА В КОР′АНЕ Глава первая Нижеследующее включает то, как Аллах описывает Себя в Суре аль-Ихлас, (Сура 112), что равна одной трети Кор'ана , где Он говорит: "Скажи: Он – Аллах – един, Аллах, Вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один". И Он описал Себя в величайшем айяте (стихе) Своей Книги (т.е., Aйят аль-Курси): "Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его Знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его (курси) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он – Высокий, Великий!" (aль-Бакара 2/255) Таким образом, Аллах защищает каждого, кто читает этот Aйят ночью, и ни один шайтан не может приблизиться к нему до утра. Аллах также сказал: "И полагайся на Живого, Который не умирает" (аль-Фуркан 25/58). И Он, Прославляемый, сказал: "Он – Первый (аль-Авваль) и Последний (аль-Ахир), Явный (аз-Захир) и Тайный (аль-Батин) ; и Он о каждой вещи знающ" (аль-Хадид 57/3). Знание: "Он знает, что входит в землю и что выходит из нее; что нисходит с неба и поднимается на него. Он – Милостивый, Прощающий!" (Саба' 34/2) "У Него – ключи тайного (мафатих аль-гайб); знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы (записано) в книге ясной" (аль-Ан'ам 6/59). Он сказал: "И носит самка и слагает только с Его ведома" (Фатир 35/11). И Он сказал: "Чтобы вы знали, что Аллах над всеми мощен, и что Аллах все объемлет знанием" (ат-Талак 65/12). Мощь: И Он сказал: "Ведь Аллах – податель надела, Обладатель Силы, Мощный" (аз-Зарийят 51/58). Зрение, Слух: И Он сказал: "Нет ничего, подобного Ему; Он – Слышащий, Видящий" (аш-Шура 42/11). И Он сказал: "Ведь Аллах – как прекрасно то, чем Он нас увещевает! Ведь Аллах – Слышащий, Видящий!" (ан-Нисса' 4/58). Воля: И Он сказал: "И если бы ты, когда вошел в свой сад, сказал: Такова воля Аллаха, нет мощи, кроме как с Аллахом" (аль-Кахф 18/39). И Он сказал: "Если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает" ( аль-Бакара 2/253). И Он сказал: "Дозволено вам всякое животное из скота (для пищи), кроме того, о чем читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в паломничестве. Поистине, Аллах решает то, что захочет" (аль-Ма'ида 5/1). И Он сказал: "Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому сердце для Ислама; а кого пожелает сбить с пути, делает сердце его узким, тесным, как будто бы он поднимается на небо" (аль-Ан'ам 6/125). Любовь: Он сказал: "И благодетельствуйте; поистине, Аллах любит добродеющих" (аль-Бакара 2/195). И Он сказал: "Будьте беспристрастны; ведь Аллах любит беспристрастных" (аль-Худжурат 49/9). И Он сказал: "И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним; ведь Аллах любит богобоязненных" (ат-Тауба 9/7). И Он сказал: "Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся" (аль-Бакара 2/222). И Он сказал: "Скажи, [о Мухаммад, людям]: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной; будет любить вас тогда Аллах" (аль-'Имран 3/31). И Он сказал: "Аллах приведет людей, которых Он любит, и которые любят Его" (аль-Ма'ида 5/54). И Он сказал: "Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они – плотное здание" (ас-Сафф 61/4). И Он сказал: "Он Прощающий, Любящий" (аль-Бурудж 85/14). Милосердие: И Он сказал: "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного". Он сказал: "Господь наш! Ты объемлешь все Своей милостью и ведением" (аль-Му'мин 40/7). И Он сказал: "Он милостив к верующим" (аль-Ахзаб 33/43). И Он сказал: "Милость Моя объемлет всякую вещь" (аль-A'раф 7/156). И Он сказал: "Начертал Господь ваш Самому Себе Милость" (аль-Aн'ам 6/54). И Он сказал: "Он Прощающий, Милостивый" (Юнус 10/107). И Он сказал: "Аллах – лучше, [чем любой из вас] как хранитель, Он Милостивейший из милостивых" (Юсуф 12/64). Довольство и Гнев: Он сказал: "Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом" (аль-Ма'ида 5/119). И Он сказал: "А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание" (ан-Нисса' 4/93). И Он сказал: "Это – за то, что они последовали за тем, что разгневало Аллаха, и ненавистно было им Его благоволение" (Мухаммад 47/28). И Он сказал: "А когда они Нас прогневали, Мы наказали их" (аз-Захруф 43/55). И Он сказал: "Но возненавидел Аллах их отправление и задержал их" (ат-Тауба 9/46). И Он сказал: "Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете" (ас-Сафф 61/3).. Приход: Он сказал: "Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах в сени облаков и ангелы? Тогда дело уже будет решено" (аль-Бакара 2/210). И Он сказал: "Разве они ждут, что придут к ним ангелы? Или придет твой Господь [Сам]? Или придет какое-нибудь Знамение от Господа твоего? Этот День Знамений от Господа твоего придет" (аль-Ан'ам 6/158). И Он сказал: "Так нет! Когда будет распростерта земля плоско, и придет твой Господь и ангелы рядами" (аль-Фаджр 89/21-22). И Он сказал: "И в тот день, когда расколется небо с облаками, и низведены будут ангелы" (аль-Фуркан 25/25). Лицо и Рука: Он сказал: "И остается лик твоего Господа со Славой и Достоинством" (ар-Рахман 55/27). И Он сказал: "Всякая вещь гибнет, кроме Его Лика" (аль-Касас 28/88). И Он сказал: "Что удержало тебя (Иблис) от поклонения тому, что Я создал Своими Руками?" (Сад 38/75). И Он сказал: "И сказали иудеи: "Рука Аллаха привязана!" У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет, Руки у Него распростерты; расходует Он, как желает" (аль-Ма'ида 5/64). Глаза: Он сказал: "Ожидай терпеливо решения Господа твоего, [О Мухаммад], ведь ты на Наших Глазах" (ат-Тур 52/48). И Он сказал: "И понесли Мы его [Нуха] на [ковчеге], сделанном из досок и гвоздей, чтобы плыла она на Наших Глазах, в воздаяние тому, кого они отвергли" (аль-Камар 54/13-14). И Он сказал: "Я устремил на тебя [Муса] Мою Любовь, чтобы ты был выращен на Моих Глазах" (Та Ха 20/39). Слух: Он сказал: "Услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой [О Мухаммад] о своем муже и жаловалась Аллаху, а Аллах слышал вашу беседу: ведь Аллах – Слышащий, Видящий" (аль-Муджадала 58/1). И Он сказал: "Слышал Аллах речи тех [иудеев], которые говорили: "Ведь Аллах беден, а мы богаты" (Аль 'Имран 3/181). И Он сказал: "Или думают они, что Мы не слышим их тайны и переговоры? Да [Мы слышим], и посланцы Наши у них записывают" (аз-Захруф 43/80). Зрение и Слух: Он сказал: "Не бойтесь, [Муса и Харун], Я с вами, слушаю и вижу" (Та Ха 20/46). И Он сказал: "Разве не знал он, что Аллах видит?" (аль-'Аляк 96/14). И Он сказал: "Который видит тебя, когда ты встаешь [на молитву]? И [видит], как обращаешься среди поклоняющихся? Ведь Он – Слышащий, Знающий" (аш-Шу'ара' 26/218-220). И Он сказал: "Скажи [им]: Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его, и верующие" (ат-Тауба 9/105). Сила в замысле: Он сказал: "А ведь в Могуществе Своем Он быстр и силен" (ар-Ра'д 13/13). И Он сказал: " И хитрили они [неверующие] и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов" (Аль-'Имран 3/54). И Он сказал: " Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали" (ан-Намль 27/50). И Он сказал: "Ведь они замышляют хитрость [против тебя, о Мухаммад], и Я замышляю хитрость [против них]" (ат-Тарик 86/15-16). Прощение: Он сказал: "Если вы обнаружите или скроете его, или простите зло, то, поистине, Аллах – Прощающий, Мощный" (ан-Нисса' 4/149). И Он сказал: "Пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам? Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный" (ан-Нур 24/22). Величие: Он сказал: "У Аллаха величие, и у Его посланника" (аль-Мунафикун 63/8). И Он сказал об Иблисе (шайтане): "[Иблис] сказал: Клянусь же Твоим Величием, я собью их всех с пути" (Сад 38/82). И Он сказал: "Благословенно Имя Господа твоего, обладателя Славы и Почета" (ар-Рахман 55/78). Единственность: Он сказал: "Поклоняйся же Ему и будь терпелив в поклонении Ему; Разве ты знаешь Ему соименного?" (Мариам 19/65) И Он сказал: "Никто не равен Ему" (аль-Ихлас 112/4) И Он сказал: "Не предавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете [Истину]" (аль-Бакара 2/22) И Он сказал: "А среди людей есть такие, которые берут [идолов как] равных Аллаху; они любят их, как [надлежит] любить Аллаха [только], но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха" (аль-Бакара 2/165). И Он сказал: "И скажи: "Хвала Аллаху, Который не брал Себе детей, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения!" И величай Его величанием!" (аль-Исра' 17/111).. И Он сказал: "Восхваляет Аллаха то, что в небесах и то, что на земле; Ему принадлежит власть; Ему - слава; Он над всякой вещью мощен" (ат-Тагабун 64/1). И Он сказал: "Благословен Тот, Который послал Различение [аль-Фуркан] Своему рабу [Мухаммаду], чтобы он стал для миров проповедником. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и не брал Он Себе ребенка; и не было у Него сотоварища во власти. Он создал всякую вещь и размерил ее мерой" (аль-Фуркан 25/1-2). И Он сказал: "Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возносились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше он того, что они Ему приписывают, ведающему сокровенное и наличное; превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!" (аль-Му'минун 23/91-92). И Он сказал: "Не приводите Аллаху притч. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете" (ан-Нахль 16/74). И Он сказал: "Скажи: Господь мой запретил только мерзости, явные из них и скрытые, грех и злодеяние без права, и чтобы вы придавали Аллаху в сотоварищи то, о чем Он не низвел власти, и чтобы говорили против Аллаха то, о чем у вас нет знания" (аль-А'раф 7/33). Утверждение на Троне: (Аль-Истива' А'ля Аль-'Арш) Он сказал: " Милосердный – Он утвердился на Троне (аль-Арш)" и "Потом Он взошел на Трон". Аллах повторил эту тему шесть раз в Кор'ане. Он сказал: "Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне" (аль-А'раф 7/54). И Он сказал: "Истинно! Господь ваш – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, потом утвердился на Троне" (Юнус 10/3) И Он сказал: "Аллах – тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы видели, потом утвердился на Троне" (ар-Ра'д 13/2). И Он сказал: "Милосердный – Он утвердился на Троне" (Та Ха 20/5). И Он сказал: "Потом утвердился на Троне - Милосердный" (аль-Фуркан 25/59) И Он сказал: "Аллах сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на Троне" (ас-Саджда 32/4). И Он сказал: "Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне" (аль-Хадид 57/4) Величие: И Он сказал: "Вот сказал Аллах: 'О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне" (Аль'Имран 3/55). И Он сказал: "Нет, Аллах вознес его к Себе; ведь Аллах Велик, Мудр" (Ан-Нисса' 4/158). И Он сказал: "К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает" (Фатир 35/10). И Он сказал: "И сказал Фираун: О Хаман! Выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей – путей в небеса, и поднимусь к Богу Мусы; я ведь думаю, что он [Муса] лжец " (Гафир 40/36-37). И Он сказал: "Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется. Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь, и камни с неба? И узнаете вы, каково Мое увещание" (аль-Мульк 67/16-17). И Он сказал: "Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он – с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!" (аль-Хадид 57/4). Вездесущность: И Он сказал: "Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы ни были они. Потом Он сообщит им, что они делали, в День Воскресения: ведь Аллах о всякой вещи знающ!" (аль-Муджадала 58/7). И Он сказал, обращаясь к Aбу Бакру, находившемуся в пещере во время Хиджры: "Не печалься, ведь Аллах – с нами" (ат-Тауба 9/40). И Он сказал: "Не бойтесь, Я с вами, слушаю и вижу" (Та Ха 20/46). И Он сказал: "Поистине, Аллах – с теми, которые боятся, и теми, которые делают добро" (ан-Нахль 16/128) И Он сказал: "Терпите: ведь Аллах с терпеливыми" (аль-Анфаль 8/46). И Он сказал: "Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха! Поистине, Аллах – с терпеливыми" (аль-Бакара 2/249). Речь: Он сказал: "А кто правдивее Аллаха в рассказе (Хадисе)?" (ан-Нисса' 4/87). И Он сказал: "А кто правдивее Аллаха в речах (Киль)?" (ан-Нисса' 4/122). И Он сказал: "И вот Аллах сказал (кала): О Иса, сын Мариам!" (аль-Ма'ида 5/116). И Он сказал: "И завершилось Слово (калимату) Господа твоего по Истине и Справедливости" (аль-Ан'ам 6/115). И Он сказал: "А Аллах говорил (каллама) прямым разговором" (ан-Нисса' 4/164). И Он сказал: "Из них (посланников) были такие, с которыми говорил (каллама) Аллах" (аль-Бакара 2/253). И Он сказал: "И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал (каллама) с ним Господь" (аль-А'раф 7/143). И Он сказал, обращаясь к Mусе: "И воззвали Мы к нему (надаинаху) с правой стороны [горы] ат-Тур и приблизили его для тайной беседы" (Мариам 19/52). И Он сказал: " И воззвал (нада) твой Господь к Мусе: Иди к народу тиранящему" (аш-Шу'ара' 26/10). И Он сказал: "И воззвал к ним (надахума) [Адаму и Хаува'] их Господь: Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам (ва-акуль), что Сатана для вас – явный враг?" (аль-А'раф 7/22). И Он сказал: "И в тот день воззовет Он к ним (йунадихим) и скажет: Где Мои сотоварищи, которых вы измышляли?" (аль-Касас 28/62). И Он сказал: "И в тот день воззовет Он к ним (йунадихим и ) и скажет: Что вы ответили посланным?" (аль-Касас 28/65). И Он сказал: "А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Слово (калам) Аллаха" (ат-Тауба 9/6). И Он сказал: "Партия из них слушала Слово (калам) Аллаха, а потом искажала его, после того как уразумели, хотя сами и знали" (аль-Бакара 2/75). И Он сказал: "Они желают переменить Слово Аллаха (калам). Скажи: Вы никогда не последуете за нами. Так сказал вам Аллах (кала) раньше" (аль-Фатх 48/15). И Он сказал: "И прочитай то из Книги Господа твоего, что открыто тебе; нет меняющего Его Слова (калиматихи)" (аль-Кахф 18/27). И Он сказал: "Поистине, этот Кор'ан повествует (йaкуссу) сынам Исраила большую часть того, о чем они расходятся" (ан-Намль 27/76). И Он сказал: "И это – Книга Благословенная (китабун мубаракун), которую Мы ниспослали тебе" (аль-Ан'ам 6/92). И Он сказал: "Если бы Мы низвели Кор′ан на гору, ты бы увидел ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом" (аль-Хашр 59/21). И Он сказал: "А когда Мы заменяем одно знамение (айят) другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: Ты – только измыслитель! Да, большинство их не знает. Скажи: Ниспослал его (Кор'ан) дух святой (т.е., Джибраил) от Господа твоего во Истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: Ведь его учит только человек. Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это – язык арабский, ясный" (ан-Нахль 16/101-103). Вид Аллаха: Он сказал: "Лица одних в тот День будут сиять (в чистоте и красоте), и взирать на Господа своего" (аль-Кийама 75/22-23). И Он сказал: "(Возлежа) на ложах и созерцая (своего Господа)" (аль-Мутаффифин 83/35) . И Он сказал: "Те, которые добродеяли, - доброе (вознаграждение) и придача * (кроме этого) " (Юнус 10/26). И Он сказал: "Им – то, что они пожелают там; и у Нас – добавка" (Каф 50/35). И в Кор'ане много айятов, которые относятся к этой теме; кто тщательно изучает Кор'ан в поисках руководства от него, тому ясна дорога истины. *Согласно некоторым толкованиям: "Они увидят Лик Аллаха".
Ученые расходятся в отношении «Басмала»: является ли она стихом (айятом), открывающим каждую главу (Суру), или же это отдельный айят, ниспосланный для разделения Сур, и благословенно начинать читать с нее; второе мнение предпочтительней. И они согласились на то, что это часть айята в Суре ан-Намль (27/30), и нужно оставить ее в начале Суры Бара?а или (ат-Тауба/9), так как она считалась одной Сурой с Сурой аль-Анфаль/8. Аль-Хамду лил-Ляхи (вся хвала принадлежит Аллаху): Сообщено было от посланника, , что он сказал: "Каждая беседа, если ее не открывают восхвалением Аллаха и просьбой милости для меня, несовершенна и не имеет благословения". (ар-Рахави) То же самое сообщается о Басмалле (Ибн Хиббан) Посланник – это человек, получивший Откровение Шари?а (религии и закона), и приказ от Аллаха провозгласить его, однако, если он получил Откровение и не получил приказа разгласить его, тогда он только пророк, а не посланник. (Шахада) Аллаха, Возвышенного, исполняется по Его Слову и Его Делом, и Его Поддержкой Его посланнику путем победы, чудес, и различных доказательств, что то, что он принес, есть Чистая Истина. Ля илляха илля Лляху (Нет бога кроме Аллаха) есть формула Таухида (Единственности), с которой соглашались все посланники (мир над ними всеми), лучше сказать, что это сущность их посланий, и каждый посланник делал его началом своего послания и его столпом, как наш посланник, , сказал: "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: Ля иляха илля Лляху, и если они скажут это, тогда они защитят свою кровь и свое имущество от меня, кроме того, что причитается с них по закону, и Аллах, Всемогущий, Великий будет судить их" (Аль-Бухари и Муслим). И совершить шахаду (свидетельство), что Рисала (послание) посланника, , 'Убадийя (Служение Аллаху и поклонение Ему) связано со свидетельством о Единственности Аллаха, что указывает на то, что оба свидетельства должны упоминаться вместе, и одно не заменит другого, так как они связаны в азане (призыве на намаз) и ат-ташаххуде (свидетельстве). Некоторые люди толкуют айят: "И Мы возвысили твое имя." (аль-Инширах 94/4) как: "Где бы Я не упомянул тебя, ты будешь упомянут вместе со Мной." И Он объединил с ним (посланником, ) два направления, именно, посланничество и служение как раба Аллаха, потому что это самое лучшее из всего, что могло быть предписано любому человеческому существу. Служение или поклонение – это причина, из-за которой Аллах создал свои творения, так как Он сказал: "Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись." (аз-Зарийят, 51/56) Поэтому совершенство создания – в достижении этой цели, и чем больше человек увеличивает свое стремление стать рабом Аллаха, тем больше возрастает его совершенство и статус его становится выше, и потому Аллах наделил Своего посланника, , титулом 'Абд (раб, слуга, поклоняющийся) во время его величайших и достойнейших положений, таких как аль-Исра' (ночное путешествие из Мекки в аль-Кудс). А также, в правильном хадисе посланник, , сказал: "Не молитесь мне, как христиане молятся Сыну Марии (Исе), ведь я только человеческое существо, а говорите: «Раб Аллаха и Его посланник»". Спасенная община останется побеждающей согласно словам посланника, : "Группа из моей 'Уммы будет крепко держаться истины и останется побеждающей, и не причинит ей вред никто из предавших ее до Дня Суда" (Аль-Бухари и Муслим). И его слова: "Эта 'Умма разделится на 73 части, и все из них пойдут в Ад, кроме одной, которая будет следовать тому, чему я и мои сподвижники следуют сегодня"(ат-Тирмизи). Сунна означает путь, по которому посланник, , и его сподвижники жили и действовали до появления еретических нововведений. Эти шесть пунктов – столпы веры, и каждый истинный верующий должен принять их согласно руководству Кор'ана и Сунны, а кто отрицает любой пункт из этого, не может считаться истинным верующим. Эти столпы упоминаются в истории с Джибраилом, когда он пришел к посланнику, , как бедуин, чтобы расспросить его об Исламе, и Имане (вере), и Ихсане (поклонение Аллаху, словно мы видим Его; так как если мы не видим Его, то Он нас видит); и посланник, , сказал: "Верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, и в Воскрешение после смерти, и в Кадар (Божественное Предписание), счастливое ли оно или несчастливое. Книги эти ниспосланы с Небес посланникам, из которых нам известны: Свитки Ибрахима (Сухуф Ибрахим), Ветхий Завет (ат-Таура), Новый Завет (аль-Инджиль, Забур (псалмы Дауда), и Кор'ан, Завершающее Откровение ". Посланники: только двадцать пять из них упомянуты в Кор'ане, что касается остальных, то мы должны верить в них не беспокоясь их подсчетом, или знанием их имен, потому что это Аллах удержал у Себя, как сказал Он Кор'ане: "Истинно, посылали мы посланников до тебя, о некоторых Мы рассказали тебе, о других не рассказывали" (Гафир или аль-Му'мин 40/78). Отрицание есть двух видов: общее и специфическое. Общее отрицание – это устранение от Аллаха все, что отрицает Его Совершенство недостатками и изъянами, так как Он сказал: "Нет ничего подобного Ему" и "Разве вы знаете что-либо сходное с Ним?" "Прославляйте Аллаха от того, что они приписали Ему". Специфическое отрицание – прославлять Аллаха от наличия отца, или сына, или жены, или сотоварища, или равного Ему, или от неведения, слабости, беспорядка, забывчивости, дремоты или сна, лжи и игривости. Все эти отрицания не требуются собственно для них самих, но в то же время нужны для подтверждения того, что противоположно им, так, отрицание сотоварища и равного Ему подтверждает Его абсолютное Величие, и т.д. Утверждение также двух видов: общее и специфическое. Общее подтверждает Его Абсолютное Совершенство, и Абсолютную Похвальность, и Абсолютное Великолепие, и т.д., так как Аллах сказал: "Хвала – Аллаху, Господу миров" (аль-Фатиха 1/1) и "Для Аллаха – притча величайшая, поистине, Он – велик и мудр" (ан-Нахль 16/3). Специфическое утверждение включает в себя каждое наименование атрибута, упомянутого в Кор'ане и Сунне, а они многочисленны, что затрудняет их перечисление здесь, но каждый может найти их в Кор'ане и Сунне. Этой Суре (глава) придается особый статус, потому что она содержит то, чего нет в других Сурах Кор'ана, и отсюда ее название аль-Ихлас (очищение веры), потому что она очистила веру от пятен многобожничества. Аль-Имам Ахмад Ибн Ханбали сообщал в своем Mуснаде от 'Убайя Ибн Ka'ба (да будет доволен им Аллах), что причиной ее ниспослания было то, что неверующие сказали: "Mухаммад, расскажи нам родословную твоего Бога", и Аллах, Благословенный, Возвышенный открыл: "Скажи: Он – Аллах – един, Аллах, Вечный..." Было подтверждено в Сахихе (Книге правильных Хадисов), что эта Сура равна одной трети Кор'ана, но ученые спорили о толковании этих слов, самое приемлемое толкование – то, что Шейх аль-Ислам (т.е., Ибн Таймийя) передал от Aбу аль-'Аббаса, который сделал следующее резюме: Кор'ан содержит три основных цели: A. Закон, включающий правила и практическое регулирование, что является предметом Фикха и Нравственности. B. Истории и разъяснения, в которых описываются положение посланников (мир над ними всеми) у их народов, и виды наказания, посланные на неверующих; награда и угроза, и подробное описание награды и наказания в жизни будущей. C. Tаухид (Единственность Бога), и что люди должны знать об Аллахе и Его Именах и Атрибутах, и это считается самым важным из трех пунктов. Так как Сура аль-Ихлас содержит суть этого рода знания, то обычно говорят, что по существу она равна трети Кор'ана. То же самое можно сказать об Aйяте аль-Курси, в котором Аллах сообщил нам о Самом Себе, что Он – Единственный в Своем Господстве, и это означает, что нет другого божества, кроме Него. Эти четыре имени имеют дело с всеобъемлющими понятиями; Его Имя "Первый" указывает на Его неограниченное во времени существование и вечность; и Его Имя "Последний" указывает на Его бессмертность и вечную сущность; и Его Имя "Явный" указывает на Его Возвышенность и Величие тем фактом, что Он объемлет все; и Его Имя "Тайный" указывает на Его близость и присутствие вблизи и в пределах всего. Истава 'аля аль-Арш (Он утвердился, или основался на Троне). Это должно быть принято так, как сказал аль-Имам Малик: "То, что Он утвердился, известно, но "как" - неизвестно. Другими словами, должен быть принят тот факт, что Аллах утвердился на Троне без вопроса каким образом. Так как лучше для мусульманина проводить свое время, думая об улучшении положения мусульман и всего человечества, чем тратить его в спорах, на которые нет ответов. Есть определенные положения веры, ответы на вопросы о которых знает только Аллах, Всевышний, и потому оставим это Ему". Эти айяты указывают на Величие Аллаха над Его созданиями, отсюда следует, что к Нему все должно подниматься. Из этих айятов мы узнаем, что Аллах с нами все время, наблюдает за нашими деяниями и слышит наши мысли. Если мы постоянно будем помнить это, мы станем намного лучше, и будем осторожнее в наших поступках и поведении.