ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА В СУННЕ Глава вторая Сунна посланника Аллаха, , толкует Кор'ан и разъясняет его, и ведет к нему, и выражает его значение. Мы должны принимать и верить в правильный Ахадис, в котором посланник, , описал своего Господа, Всемогущего, Возвышенного , например, как в этом хадисе: "Наш Господь в последнюю треть каждой ночи нисходит на нижнее небо, и говорит: 'Есть ли кто-нибудь, кто взывает ко Мне, чтобы Я мог ответить ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Меня о том, что Я могу дать ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Моего Прощения, чтобы Я мог простить его? ' " (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И хадис: "Истинно, Аллах более доволен покаянием Его раба (поклоняющегося), чем любой из вас, когда находит потерянного верхового верблюда" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И хадис: "Аллах улыбнется двум, которые убьют друг друга, но оба войдут в Рай " (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И хадис: "Аллах удивляется отчаянию Своих созданий ('ибад), тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко" (Это хороший иснад; передан Ахмадом Ибн Ханбалом и др.) И хадис: "(В День Суда), когда неверующие будут брошены в Ад, Ад попросит еще и так до тех пор, пока Господь Всемогущий не поставит Свою Ногу на него; тогда он сложится и скажет: «Хватит, хватит!' " (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И хадис: "Аллах, Возвышенный скажет: 'Адам!' И Адам ответит: 'Здесь я, Твой слуга!' Тогда голос позовет: 'Истинно! Аллах приказывает тебе послать представителя из твоего потомства в Ад' ". (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И хадис: "Аллах будет говорить с каждым человеком прямо, без посредника между ними" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И слова посланника, , о лечении болезни: "Наш Господь, Аллах, Кто на небесах, да святится Имя Твое, Твой закон на небесах и на земле; как Твоя Милость на небесах, так соверши Свою Милость на земле. Прости нам наши ошибки и грехи. Ты Господь всех добрых людей, одари нас из Своей Милости, и облегчи Своим лекарством боль, чтобы больной излечился" (Иснад этого хадиса хороший, изложен Абу Даудом и др.). И хадис: "Вы не доверяете мне, тогда как мне доверяет Тот, Кто на небесах?" (Правильный хадис; изложен Аль-Бухари и Муслимом). И хадис: "Трон – над водой, и Аллах – на Троне; Он знает, что вам предстоит" (Хороший хадис, изложен Абу Даудом и др.) И слова посланника, , рабыне: "Где Аллах?" И она ответила: "На небесах". И он спросил: "Кто я?" И она сказала: "Ты – посланник Аллаха". И он сказал: "Отпустите ее на волю; она - верующая" (Муслим). И хадис: "Когда кто-либо из вас встает на молитву, вы не должны плевать ни перед собой, ни на правую сторону от себя, потому что Аллах впереди вас; но можно сплюнуть налево, или под ноги" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И хадис: "Господи! Господь Семи Небес и Господь великого Трона, наш Господь и Господь всего, Создатель растений и деревьев, Ниспославший Тауру (Ветхий Завет), Инджиль (Новый Завет) и Кор'ан: прибегаю к Тебе от зла в самом себе и зла всех созданий; Ты – Первый, и Ничего не было перед Тобой. Ты - последний; и Ничего не будет после Тебя. Ты - Видимый; и нет ничего над Тобой. Ты - Скрытый; и нет ничего под Тобой. Избавь нас от долгов и удержи от меня бедность" (Муслим). И слова (посланника, ), когда его товарищи возвышали свои голоса в воззвании (зикре): "О люди, удержитесь. Ведь вы зовете не глухого или отсутствующего; вы взываете к Слышащему, Который очень близок к вам; Тот, Кого вы зовете, ближе к любому из вас, ближе, чем даже шея вашего ездового верблюда" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И слова (посланника, ): "Вы увидите вашего Господа также, как сейчас вы видите полную луну; ничто не помешает вам смотреть на Него; и если вы способны соблюдать намаз на рассвете и полуденный намаз, делайте это" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом). И много больше из этих ахадисов, в котором посланник Аллаха, , рассказывает о своем Господе так, как он рассказывает. Спасенная группа (aль-фиркаа ан-наджийя), люди Сунны и Уммы посланника, , верят в это, как они верят в то, что Аллах открыл в Своей Драгоценной Книге (т.е., Кор'ане); (они верят) не искажая и не спрашивая "как" (такийф) и не придавая формы (тамзиль); лучше сказать, они заключают в себе ядро Уммы (мусульманские народы), как и ′Умма представляет собой сердцевину всех народов. Относительно атрибутов Аллаха, Достохвального, Возвышенного, они есть середина между отрицающими Джахмиa , и теми, кто придает форму и создают подобия (aхль ат-тамзиль аль-мушаббиха); и они есть середина между Кадарийа и Джабрийа в том, что касается [действий Аллаха Всевышнего], и между Мурджи'а и Вa'идийа из кадаритов и др. не касаясь [угроз Aллаха], и между Харурийа и Mу'тазила , и между Mурджи'а и Джахмийа в том, что касается [названий веры и религии], и между Равафид и Хаваридж в том, что касается (сподвижников посланника, ). Аллах возвышен над всеми То, что мы упоминали о вере в Аллаха, включает веру в то, что Аллах открыл в Своей Книге (Кор′ане), и что продолжительное время сообщалось от Его посланника, , и с чем первое поколение Уммы единогласно соглашалось: что Аллах, Достохвальный, над небесами на Его Троне, возвышен над Своими созданиями, и что Он, Прославляемый, с ними, где бы они не находились и знает все, что они делают. Он подытожил это Своими словами: "Он – тот, кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!" (aль-Хадид 57/4). Его слова: "Он с вами" не означают, что Он смешан со Своими созданиями: язык не указывает на это и это против того, с чем было согласно первое поколение Уммы, и противоречит созданию Аллахом всех вещей; например, луна – одна из знамений Аллаха, обнаруживается среди небольших Его созданий; она находится на небе, где одновременно сопровождает и того, кто в пути, и того, кто остался дома, где бы они ни были; и Он, Достохвальный, на Троне, наблюдает за Своими созданиями, управляет ими. И так и с другими Знамениями Его Господства. Все, что Аллах Прославляемый говорит – это то, что Он находится на Троне (aль-'Aрш), и что Он находится с нами – истина, которая сама не подтверждает искажений, но должна быть защищена от фальшивых предположений, таких как мысль о том, что очевидное значение Его слов "На Небесах" означает, что небеса содержат Его. А это неверно, согласно единому мнению всех людей знания и веры. "Поистине, Трон (Kурси) Его объемлет небеса и землю, и Он держит небеса и землю, чтобы они не исчезли, и Он держит небеса, чтобы они не упали на землю, не иначе как с Его Позволения". "Из Его знамений – что стоит небо и земля по Его повелению" (ар-Рум 30/25). Близость Аллаха к Его 'Ибаду Входит в это вера в то, что Он близок к Своим созданиям, отвечая им, как сказал Он Своими словами: "А когда спрашивают тебя рабы (поклоняющиеся) Мои обо Мне, (скажи, что) Я близок, отвечу призыву зовущего, когда он позовет Меня" (аль-Бакара 2/186). И посланник, , говорил своим товарищам, когда они повышали свои голоса, взывая к Аллаху: "О люди! Удержитесь, Ведь вы зовете не глухого или отсутствующего, Тот, Кого вы зовете, ближе к любому из вас, чем шея вашего ездового верблюда". Что было открыто в Книге (т.е.,Кор'ане) и в Сунне – о Его Близости и Его Постоянном Сопутствовании – не противоречит тому, что было сказано о Его Возвышенности и Величии. Поистине, Хвала Ему, нет никого, подобного Ему во всех Его Атрибутах, И высок Он в Своей Близости, и близок в Своей Возвышенности. Кор'ан – Слово Аллах Частью веры в Аллаха и Его Книги является вера в то, что Кор'ан есть Слово Аллаха ниспосланное, не сочиненное , что в Нем его источник и к Нему его возвращение, что Аллах истинно произнес его, что этот Кор'ан, который Он открыл Мухаммаду, , есть истинное Слово Аллаха, а не слово кого-либо другого, и недопустимо говорить о нем, что это пересказ Слова Аллаха или толкование его. И если люди прочтут его или запишут его в книгах, то это не означает, что оно не истинное Слово Аллаха Всевышнего, так как речь есть принадлежность того, кто произнес ее первый, а не того, кто пересказал ее. Это Слово Аллаха, его (т.е., Слова) буквы и его смысл. Слово Аллаха не только слова, без смысла, и не только смысл, без слов. Лицезрение Аллаха в День Суда То, что мы отнесли к вере в Него, в Его Книги и в Его посланников, включает также веру в то, что те, кто верит, увидят Его своими собственными глазами, точно так же, как видят они солнце в ясный день, точно так же, как видят они полную луну без помех, они увидят Его, Достохвального, когда будут на Суде; и еще увидят они Его, уже войдя в Рай. Такова воля Аллаха Всевышнего, Прославляемого.
ВЕРА В ЖИЗНЬ БУДУЩУЮ Глава третья Испытания в могиле и Воскрешение Вера в Последний День есть вера во все то, что посланник, , рассказал о том, что случится после смерти, вера в суд могилы, в наказание могилы и удовольствие могилы. Что касается суда, то люди будут испытаны в их могилах . Каждый будет спрошен: "Кто твой Бог? Какая твоя религия? Кто твой пророк?" Аллах утвердит верующих правильными словами в их жизни и в жизни будущей, поэтому верующие скажут: "Аллах мой Господь, Ислам моя религия, и Мухаммад, , мой пророк". А сомневающиеся скажут: "Что? Что? Я не знаю. Я слышал, как люди говорили что-то, и я говорил это". Тогда его будут бить железным бруском, пока он не издаст громкий крик, который услышат все, кроме людей, потому что если они услышат его, то лишатся сознания. Этот суд будет продолжаться, воздавая удовольствие или наказание, пока не произойдет Великое Воскрешение (aль-Кийяма aль-Кубра). Души будут возвращены в их тела, и Воскрешение, о котором Аллах рассказал в Своей Книге (Кор'ане) и через Своего посланника, , и в который все мусульмане верят, случится. Люди, обнаженные, босиком, необрезанные , поднимутся из своих могил, обращенные к Господу Мироздания, и солнце приблизиться к ним, и зальются они собственным потом. Затем будут установлены весы, и людские деяния будут взвешены. "И у кого тяжелы будут его весы (с добрыми деяниями) – те счастливые, а у кого легки его весы (с недостатком добрых деяний), в Геенне пребудут вечно" (аль-Му'минун 23/102-103). Записи людских деяний Будут распределены книги – записи людских деяний. Некоторые получат их в правую руку, другие – в левую руку или со спины . Потому что Достохвальный, Возвышенный сказал: "Каждый человек ответственен за его [или ее] деяния. В День Воскресения Мы выведем для него книгу, которую он встретит разверстой. (Ему будет приказано): Прочти свою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!" (аль-Исра' 17/13-14). Аллах напомнит людям об их деяниях, лично будет разговаривать с Его верным рабом (поклоняющимся) и напомнит ему о его ошибках. Так это описано в Книге (Кор'ане) и в Сунне. Что касается неверующих, им не напомнят так, как тем, чьи добрые и плохие деяния находятся в равновесии, потому что у них не будет добрых деяний. Их (грешные) деяния будут сосчитаны, подтверждены и представлены им, и они не смогут не признать их, и будут наказаны за них. Аль-Хауд (Водоем посланника) Во дворе Суда находится водоем посланника (Хауд) с водой белее молока и слаще меда, и сосуды для питья так многочисленны, как звезды на небе, и длина его – месяц (в дороге), и ширина его – месяц (в дороге). Кто напьется из него, после этого никогда не будет испытывать жажду. Ас-Сират (Мост над Адом) Сират протянут над Адом. Это мост между Раем и Адом. Люди будут пересекать его в соответствии с их деяниями. Кто-то пересечет его, не успев глазом моргнуть; кто-то пересечет его подобно вспышке молнии; кто-то – словно ветер; некоторые пересекут его как породистая лошадь пересекает мост; некоторые – поступью ездового верблюда; некоторые пересекут его бегом, другие шагом; кто-то пресечет его ползком; и остальные будут схвачены и брошены в Ад. У моста имеются крючья, которыми будут хватать людей согласно их деяниям. Кто пройдет через них, войдет в Рай. При пересечении Сирата, они будут остановлены на мосту между Раем и Адом, чтобы рассчитаться между собой; если они очистятся, им будет разрешено войти в Рай. Аш-Шафа'а (Ходатайство пророков) Первым, кто постучится в ворота Рая, будет Мухаммад, ; и первой Уммой, которая войдет в Рай, будет его Умма. И он (Мухаммад, ) может исполнить три ходатайства в День Воскресения: Его первое ходатайство будет от имени тех людей, которые задержатся на суде, после того, как все пророки, Адам, Нух, Ибрахим, Муса, и Иса, сын Марйам, пропустят ходатайство, и оно дойдет до него (Мухаммада, ). Его второе ходатайство будет от имени людей Рая, с тем, чтобы они могли войти туда. Эти два ходатайства предназначены только ему. Его третье ходатайство – от имени тех, кому предназначен Огонь. Это ходатайство (Мухаммада, ), всех пророков и святых и других, чтобы они заступились за тех, кто заслужил Огонь, предотвратив их вхождение в Ад, и от имени тех, кто вошел туда, чтобы забрать их из Огня. Аллах, Всевышний, из Своего Великодушия и Милости, заберет некоторых людей из Огня без ходатайства. В Раю останется много незаполненного места, поэтому Аллах создаст еще больше людей для Рая, и введет их в него. Жизнь будущая включает в себя суд, вознаграждение, наказание, Рай и Ад. Это все упоминается подробно в Ниспосланных с небес Книгах, в традициях пророков, и в унаследованном от Мухаммада, , знании, что достаточно и довольно (в этом отношении), и кто желает, может обнаружить это там. Аль-Кадар (Божественное Предписание) Спасенная группа – люди Сунны и Общины – верят в Кадар (Божественное Предписание), хорошее оно или плохое. Верят, что судьба имеет две части, каждая часть включает две вещи. Первая часть – это вера в то, что Аллах Всевышний знает, что Его создания будут делать согласно Его Первичному Знанию, которое Он описал как существование Вечности; Он знает все их состояния послушания и неповиновения, все их пропитание и их жизненный путь. Аллах записал в aль-Лаух аль-Махфуз (Хранимой Скрижали) судьбу созданий: "Первое, что создал Он, было перо (aль-калам). Сказал Он ему: 'Пиши'. Оно сказало: 'Что мне писать?' Он сказал: 'Пиши все, что произойдет до Дня Суда'. Все то, что должно поразить человека, не минует его, и все, что должно его миновать, никогда не поразит его. Перо высохло и свитки свернуты, так, как Аллах Преславный, Возвышенный, говорит: "Разве ты не знаешь, что Аллах знает (все), что на небе и земле? Поистине, это – в Писании; поистине, это для Аллаха легко!" (aль-Хадж 22/70). И Он сказал: "Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того, чтобы его не было в Писании раньше, чем Мы создадим его. Поистине, это легко для Аллаха!" (aль-Хадид 57/22). Это предопределение, которое принадлежит Его Знанию – да будет Он Восхвален – в некоторых местах излагается кратко, в других – подробнее. Он записал в Хранимой Скрижали то, что пожелал: когда Он создает зародыш в утробе, то прежде чем вдохнуть душу в него, Он посылает к нему ангела и приказывает ему записать четыре слова, т.е., его средства к существованию, срок его жизни, его деяния, и будет ли он счастливый или наоборот, несчастлив, и так далее. Этот вид предопределения был отвергнут крайними Кадарийя в прошлом. Но в наши дни очень редко кто отрицает это. Второй шаг – исполнение Воли Аллаха и Его Всеобъемлющей Способности. Вера в то, что Аллах пожелает, то и произойдет, и то, что Он не пожелает, никогда не случится, что любое движение или затишье на небесах и на земле - по Воле Аллаха, Достохвального. Ничто не происходит в Его владении, кроме как по Его Воле, и Он, Прославляемый, Возвышенный, допускает все то, что существует и то, что не существует. Нет создания на земле или на небесах, у которого был бы другой создатель, кроме Аллаха, Достохвального. Нет создателя, кроме Него, и нет Господа, кроме Него. Из всего этого, Он приказал созданиям послушание Ему и Его посланникам, и Он запретил им неповиновение Ему. Он, Прославляемый, любит благочестивых, делателей добра и справедливых. Он доволен теми, кто верит и совершает добрые деяния; Он не любит неверующих; Он недоволен преступающими дозволенное; Он не предписывает безнравственность; Он не желает неверия своим созданиям; и Он не любит испорченности. Создания – на самом деле исполнители, а Аллах – Создатель их деяний; 'абд (раб, человек) есть верующий и неверующий, праведный и злонамеренный, молящийся и постящийся; 'ибад (человек) имеет власть над своими действиями и имеет собственную волю; но Аллах – его Создатель и Создатель его силы и его воли, так, как Он, Возвышенный, сказал: "Тем из вас, кто желает, следует Прямым Путем. Но вы не пожелаете этого, если того не пожелает Аллах, Господь миров" (ат-Таквир 81/28-29). Такая степень предопределения отвергается большинством Кадарийя – теми, кого посланник, , называл огнепоклонниками (Маджус) из его Уммы (Ислама). Другие, кто подтверждает это Свойство Аллаха, преувеличивают его до степени лишения человека его силы и выбора, беря мудрость и пользу из действий и установлений Аллаха. Иман (Вера) Среди основных принципов людей Сунны – то, что религия и вера есть выражение и действие; выражение сердцем и языком, и действие сердцем, языком и членами тела; и вера возрастает с послушанием и уменьшается с неповиновением. Несмотря на это, Aхль аль-Кибла (мусульмане) не считаются неверующими в результате совершения ими ошибок и грехов (Ma'aси и Kaбa'ир), как это считают хавариджи. Наоборот, братство по вере остается твердым, несмотря на ошибки, и так Аллах Возвышенный сказал в айяте о наказании: "А кому будет прощено что-нибудь его братом , то – следование по обычаю и возмещение ему во благе (выплате денег за пролитие крови) (аль-Бакара 2/178). И Он сказал: "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого (и отказывается принимать мир), то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных. Верующие ведь братья, примиряйте же обоих ваших братьев" (аль-Худжурат 49/9-10). Люди Сунны не совсем лишают преступившего закон мусульманина веры. И они не верят, что тот навсегда останется в Аду, как это заявляют Mу'тазила. Напротив, (они верят, что) преступивший входит под определение веры так, как Аллах сказал: "И освобождайте раба верующего"(ан-Нисса' 4/92). Он не входит под определение абсолютной веры так, как Аллах, Возвышенный, сказал: "Истинно, верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха (в их присутствии), полные благочестья; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и полагаются на своего Господа" (аль-Анфаль 8/2). Как посланник, , сказал: "Прелюбодей лишается веры, когда совершает прелюбодейство, вор лишается веры, когда крадет, пьяница лишается веры, когда он пьет, и любой, кто выставляется напоказ, чтобы привлечь внимание людских глаз, лишается веры" (aль-Бухари и Муслим). И говорится: он верующий с неполной верой; или он верующий по его вере и преступивший по его греху. Поэтому его вере не дается определение абсолютной, и не лишается он ее полностью.
АХЛЬ АЛЬ-БАЙТ, ′УММААТ АЛЬ-МУ′МИНИН И АС-САХАБА (СЕМЬЯ ПОСЛАННИКА, ЖЕНЫ ПОСЛАННИКА И СПОДВИЖНИКИ ПОСЛАННИКА) Глава четвертая Aс-Сахаба (Сподвижники посланника) Среди основных принципов людей Сунны и общины – чистота сердца и языка в том, что относится сподвижников посланника Аллаха (мир над ним), именно так, как Аллах описал их: "Те, которые пришли после них (Сахаба), говорят: 'Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты – Кроткий, Милостивый" (aль-Хашр 59/l0). Повиноваться сказанному посланником, : "Не ругайте моих товарищей. Клянусь (Аллахом), в Чьей Руке моя душа! Если кто-нибудь из вас истратит золото (сложенное) величиной в (гору) 'Ухуд, это не сравнится и с малой частью любого из них, ни с ее половиной" (аль-Бухари, Муслим, Абу-Дауд,ат-Тирмизи Ибн Маджа, Ибн Ханбал). (Люди Сунны) принимают то, что Кор'ан, Сунна, и единодушие были принесены им благодаря достоинствам Сахаба и их высокому положению; поэтому они отдают предпочтение тем, кто расходовал (свое состояние) и сражался перед победой – а это договор аль-Худайбийа* – перед теми, кто расходовал и боролся после победы. Они ставят выше мухаджиров (переселенцев) над ансарами (помощниками). Они верят, что Аллах сказал людям Бадра – а их было больше трехсот – "Делайте то, что пожелаете, Я уже простил вам" (Aбу Дауд). И "они верят, что ни один из тех, кто присягал посланнику, , под деревом , не войдет в Ад" (Mуслим), так как посланник, , объявил об этом; и что Аллах доволен ими и они – Им, а их было больше тысячи четырехсот. Они предназначены Раю, как и все те, кого посланник Аллаха, , определил туда – десятерых сподвижников**, Сабита Ибн Кайса Ибн Шаммаса, и других среди Сахаба. Они принимают то, что передавалось от халифа правоверных, 'Aли Ибн Аби Талиба (да будет Аллах доволен им), и от других, что лучшие люди этой 'Уммы после ее посланника – это Aбу Бакр; затем 'Умар; третий, 'Усман, и четвертый, 'Aли Ибн Аби Талиб (да будет Аллах доволен ими всеми). Все предания указывали, и все Сахаба (да будет Аллах доволен ими всеми) согласились с данным 'Усману преимуществом из-за его верности (aль-Бай'а), хотя некоторые из людей Сунны спорили, кто из них двоих: 'Усман или 'Aли (да будет Аллах доволен ими обоими) имеет приоритет, после чего они (люди Сунны) согласились дать приоритет Aбу Бакру и 'Умару. Некоторые дали приоритет 'Усману и молча считают 'Aли четвертым. Однако некоторые дали преимущество 'Aли. А остальные остались нейтральными. Но люди Сунны приняли приоритет 'Усмана, даже хотя этот вопрос – вопрос о приоритете 'Усмана и 'Aли – не принципиальный. Большинство людей Сунны не считает несогласие в этом вопросе как заблуждение. Скорее, этот дело из области "Вопросы халифата", где считается, что несогласный человек находится в заблуждении. Ахль ас-Сунна считают, что халиф после посланника Аллаха, , – это Aбу Бакр; затем 'Умар; после него 'Усман, затем 'Aли, и кто оспаривает халифат любого из этих имамов, поистине, в большем заблуждении, чем осел. Ахль ас-Сунна не делают предметом своего выяснения то, что случилось между сахабами из-за их разногласий, и им следует говорить: часть преданий, которая рассказывает об их ошибках, неправда, и некоторые из них добавлены или исключены, или искажены; а от той части, которая правдива, они свободны, выражали ли они свое собственное мнение и были правы, или же их мнение было неправильным. Ахль ас-Сунна не считает любого из Сахаба непогрешимым в совершении смертных грехов или небольших грехов, кроме того, что они подвержены совершению обычных правонарушений. Тем не менее, им принадлежит преимущественное право в принятии Ислама и в совершении добрых деяний, которые смягчают им прощение того, что они могли бы совершить, до такой степени, что их проступки им прощаются. Те же самые правонарушения не прощаются тем, кто пришел после них, потому что они (aс-Сахаба) имеют такой запас добрых деяний, которые стирают плохие деяния, а такого запаса поколения после них не имеют. Это подтверждено словами посланника, : "Они – лучшее из всех поколений" (aль-Бухари и Муслим), и "Малая доля милостыни любого из них лучше груды золота размером в гору 'Ухуд, которую отдаст тот, кто придет после них" (aль-Бухари и Муслим). Более того, если кто-нибудь из них (aс-Сахаба) совершил какое-нибудь из преступлений, несомненно, что он раскаялся в нем, или он совершил добрые деяния, которые стерли ему этот проступок, или он был прощен благодаря принятию Ислама с начала его распространения или по ходатайству Мухаммада, , с тех пор как они заслужили его ходатайство, или бедствие, обрушившееся на него в этом мире, покроет ему это правонарушение. Но если это касалось серьезных преступлений, что тогда можно было бы сказать относительно тех вопросов, в которых они были муджтахидами (формулировали независимое решение в юридических или богословских делах)? Если они правильны в их иджтихаде, они получат двойную награду, а если они сделают промах, они получат одну награду, а промах им будет прощен. Далее, количество их нежелательных деяний незначительно в сравнении с их добродетелями, их достоинство – вера в Аллаха и Его посланника, , джихад на Его Пути, Хиджра (переселение) из Mекки в aль-Mедину, поддержка посланника, , и веры, ценное знание и добрые деяния. Кто объективно изучает жизнь Сахаба, с проницательным пониманием того, какими добродетелями одарил их Аллах, без сомнения откроет, что они лучшие люди после посланника, , что никогда не было и не будет таких, как они и, поистине, они избранное поколение 'Уммы, которое есть лучшее из всех народов и самое почитаемое пред Аллахом Всевышним. Aхль Aль-Байт (Семья посланника) Aхль aс-Сунна должны любить семью посланника, , оказывать им поддержку и почитать волю посланника, , по отношению к ним, так как он сказал у Гaдир aль-Хума: "Я прошу тебя именем Аллаха заботиться о моей семье, я прошу тебя именем Аллаха заботиться о моей семье" (Муслим). [Посланник, ] говорил своему дяде aль-Aббасу, когда тот жаловался ему, что некоторые люди из Курайша негодуют на Бану Хашим (родовое племя посланника): "Клянусь( Аллахом), в Чьих Руках моя душа! Они никогда не станут верующими, пока не полюбят тебя ради моего родства с тобой" (Сообщено Ахмадом Ибн Ханбалом и др.). Посланник, , сказал: "Поистине, Аллах выбрал сынов Исма'ила, и из них Он выбрал Кинана, и из Кинана Он выбрал Курайш, а из Курайша Он выбрал Бану Хашим, а из Бану Хашим Он выбрал меня" (Сообщено Муслимом и Ибн Ханбалом). 'Уммаат Аль-Му'минун (Жены посланника) [Aхль ас-Сунна] должны оказывать поддержку женам посланника Аллаха, , матерям верующих, и они должны верить, что они будут его женами в жизни будущей, особенно Хадиджа (да будет Аллах доволен ею), мать большинства его детей, и первый человек, поверившая в него и поддержавшая его, и он очень высоко ценил ее. И [A'иша], aс-Сиддика, дочь [Aбу Бакра] aс-Сиддик (да будет Аллах доволен ею и ее отцом), о которой посланник, , сказал: "Превосходство A'иши' над женщинами подобно превосходству аз-Зарида (блюдо из кусочков хлеба, намоченных в бульоне с мясом) над остальной пищей" (Сообщено аль-Бухари и Муслимом). [Ахль aс-Сунна] должны отказаться от доктрины равафидов, которые ненавидят сподвижников посланника, , и оскорбляют их. Они должны отказаться от доктрины Навасиб (те, кто наносит вред семье посланника, , словесно или действием). Kарамат Aль-Aулийа' (Чудеса святых) Среди основных принципов людей Сунны и Общины – вера в чудеса святых (Kарамат aль-Aулийа): Аллах создал сверхъестественные действия через них во всех аспектах жизни, откровениях (Mукашафат), способностях и впечатлениях. Это написано о древних народах в Суре aль-Каф (18) и в других Сурах Кор'aна, и это известно о людях первого поколения 'Уммы среди Сахаба и Tаби'ун и среди остальных поколений этой 'Уммы. Это останется с ними до Дня Воскресения. * Некоторые традиционалисты считают, что победой (aль-Фат-х) является освобождение Мекки (См. Tафсир Ибн Касир, VIII, стр.37-39 в его комментарии к айяту 10 Суры aль-Хадид 57). **Это: Абу Бакр, 'Умар, 'Усман, 'Али, Талха, Аз-Зубайр, Са'д Ибн Аби Ваккас, Са'идибн Зайд, 'Абд ар-Рахман Ибн 'Ауф и Абу 'Убайда Ибн аль-Джарра.
ПУТЬ АХЛЬ АС-СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА′А
Глава пятая
Путь людей Сунны и Джaмa'a есть следование традиции посланника, , и внутренне, в душе, и внешне, в действиях, и следование первым мусульманам, мухаджирам (переселенцам) и ансарам (помощникам), и следование рекомендации посланника, : "Держитесь моей Сунны и Сунны правоверных халифов после меня. Держитесь ее твердо. И остерегайтесь еретических нововведений (бида'), потому что каждое еретическое нововведение (бида'a) есть ложь, а ложь – это отклонение от правильного пути" (Сообщено Aхмадом Ибн Ханбалом, Aбу Даудом, aт-Тирмизи, который сказал, что это хороший, правильный хадис, и Ибн Maджа). Люди Сунны знают, что самые правдивые слова – это Слова Аллаха над словами всех людей, и они ставят руководство Мухаммада, , во главе всех людей. И потому они зовутся людьми Книги и Сунны. Они также называются людьми Общины, так как община означает единство, а ей противопоставляется разобщение. Термин Джама'a стал именем для объединенных людей, и aль-Иджма' (согласие) есть третий столп, на котором люди располагают 'ильм (знание) и дин (веру). Эти три столпа (Кор'ан, Сунна и Иджма') есть мера всего того, чему люди следуют внутренними и внешними словами и поступками, имеющими хоть какое-либо отношение к дин (вере) и управляемой иджма' праведных предков, так как после них возросло несогласие, и 'Умма рассеялась.
БРАТСТВО МУСУЛЬМАН Глава шестая
Следуя этим основным принципам, они приказывают добрые деяния и запрещают нежелательные в согласии с тем, что предписывает Шари'а. Они верят в обряд Хаджа (паломничество) и совершение Джихада (борьбы за дело Аллаха), в посещение пятничных общинных молитв и праздников с руководителями, набожны ли те или безнравственны, и в совершение молитв в общине. Они верят в уведомления 'Уммы, и они отожествляют себя с теми, о ком говорил посланник, : "Верующий для верующего – точно как все части здания, поддерживающие друг друга" (Сообщено аль-Бухари и Муслимом). Говоря это, посланник. , сплел свои пальцы. И [они следуют] словам [посланника, ]: "Примером верующих в их любви и сострадании и благосклонности друг к другу служит тело; если одна часть его станет болеть, все тело помогает ему лихорадкой и бессонницей" (Сообщено аль-Бухари и Муслимом). [Aхль aс-Сунна] велит людям проявлять терпение, если обрушится несчастье, и быть благодарными, если жизнь облегчится, и принимать во исполнение непреложные Приказы Аллаха. Они призывают людей приобретать навыки благородных манер и совершать добрые деяния, и следовать словам посланника, : "Совершенная вера принадлежит верующему с хорошими манерами" (Сообщено Ибн Ханбалом и ат-Тирмизи, который сказал, что это хороший, правильный хадис). [Aхль ас-Сунна] побуждает людей восстанавливать прерванные отношения со своими друзьями, давать тем, кто в нужде, и прощать тем, кто был несправедлив с ними. Они приказывают людям сохранять сыновнее благочестие, оказывать хорошее отношение к остальным родственникам, быть добрыми с соседями, опекать сирот, путников, благодетельствовать бедным и быть мягкими и человечными с рабами. Они запрещают хвастовство, высокомерие и преступление закона. Они предотвращают людей от чувства превосходства над другими, справедливо ли оно или нет. И они приказывают людям проявлять воспитанность и запрещают бесполезно тратить время по пустякам. Все, что они говорят или делают из вышеупомянутого, или что-либо другое – во всем этом они следуют Книге (Кор'ану) и Сунне. Их "путь" – это религия Ислам, из-за которого Аллах послал Мухаммада, . Несмотря на все это, посланник, , предсказывал: "Эта 'Умма разделиться на семьдесят три фракции, все из них попадут в Ад, кроме одной: Джама'a (Общины)" (Сообщено Ахмадом Ибн Ханбалом). И (посланник, ) сказал в другом хадисе: "Они – те, кто будет следовать тому, чему следую я и мои товарищи сегодня" (aт-Тирмизи). Те, на кого ссылаются в сказанном, те, кто твердо держится чистого, свободного от фальсификаций Ислама, стали людьми Сунны и Джама'а. Среди них Сиддики, мученики, праведные верующие, включенные в их число – проводники истины, светильники в ночи, обладатели достопамятных заслуг, незабываемых достоинств; среди них – Aбдал , имамы, с чьими суждениями и разъяснениями согласны все мусульмане. Они – победители, о ком посланник, , говорил: "Группа из моей 'Уммы продолжит следовать истине непреклонно. Тот, кто предаст их или будет противоборствовать им, не сможет причинить им вред да самого Дня Суда" (aль-Бухари и Муслим). Таким образом, мы просим Аллаха, Великого "сделать нас частью их, и не позволить нашим сердцам отклониться после того, как Он направил нас, и одарить нас Его Милосердием. Поистине, Он Великодушный. А Аллах знает лучше". Да благословит и приветствует Аллах Мухаммада, его семью и его сподвижников.
О переводчике Др. Ассад Нимер Бусуль родился в Рейна, Назарет, Палестина. Он получил степени бакалавра и магистра по арабской литературе и исламским наукам в Университете Иерусалима. Он является доктором философии по арабскому языку и исламским наукам Университета Калифорнии в Беркли, штат Калифорния. Он преподавал арабский язык и Ислам в Университете Сан Диего, штат Калифорния, и в Университете Миннесоты, Миннеаполис. В настояще время он явялется профессором и заведующим кафедрой арабский наук в Американском Исламском колледже, Чикаго, штат Иллинойс. Др. Бусуль – опытный писатель и публикует книги, статьи, и короткие истории на английском, арабском и иврите. Среди его работ: 1) Ибн Хаджар аль-'Aскалани - Сорок Хадисов (перевод на английский) 2) Aль-Мунзири – Сорок Хадисов (перевод на английский) 3) Вид и формы арабского письма (3-е издание) 4) Игры детей Палестины (на арабском) 5) Ибн Таймийя - аль-'Aкида аль-Уаситийя (перевод на английский с введением и комментариями, 2-е издание) 6) Роль Кор'ана и Сунны в возрождении мусульманской 'Уммы (на арабском) 7) Добрые соседи и другие поучительные истории (адаптировано с классического арабского языка и переведено на английский) 8) Исламский фундаментализм 9) Отношение Ислама к христианству и иудаизму 10) Совершенное произношение языка Кор'ана
См. Тафсир Ибн Касира, для объяснения этого айята. (прим.переводчика) Сунна – это второй, после Кор?ана источник, к которому мусульмане должны обращаться в своих ежедневных делах. Аллах Всевышний подтвердил это в Кор'ане, когда Он сказал: "Аллах ниспослал тебе (Мухаммад) Писание и Мудрость, и научил тебя тому, чего ты не знал" (ан-Нисса' 4/113). Под Мудростью здесь подразумевается Сунна. И Он сказал: "Господи наш! И воздвигни среди них (арабов) посланника из них, который прочтет им Твои Знамения, и научит их Писанию и Мудрости..." (аль-Бакара 2/129). И Он сказал, поучая жен Его посланника, : "И вспоминайте то, что читается в ваших домах из Знамений Аллаха и Мудрости" (аль-Ахзаб 33/34). И Аллах, Достохвальный, сказал: "И что позволил вам посланник делать, то делайте. А что он вам запретил, (от того) удержитесь" (аль-Хашр 59/7). Посланник, , сказал: "Мне был дан Кор'ан и равное ему вдобавок" (Абу Дауд). Из всего этого можно узнать, что право Сунны почти равноценно праву Кор'ана в утверждении веры и норм Ислама, ведь Сунна есть разъяснение Кор'ана и объяснение его общих понятий, как Аллах Всевышний говорит: "И послали Мы тебе Упоминание (аз-Зикр), чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано" (ан-Нахль 16/44). Помня все это, никому не позволительно отвергать правильную Сунну под предлогом, что она не подлинна, и принимать только то, что упоминается в Кор'ане. Если принять это за правду, тогда эти люди не должны совершать намазы, потому что действия и исполнение намаза не упоминаются в Кор'ане, то же самое о ритуалах паломничества, омовения, и многих ежедневных действиях, которые упоминаются в Кор'ане только в общих выражениях. Более того, мы не должны преувеличивать, аллегорически разъясняя Сунну, и пытаться философствовать о ней, ведь у посланника, , не было намерения делать подобное, скорее наоборот, он говорил ясным простым языком, чтобы люди могли понять понимать его, и правильно действовать в их вере. Правда, некоторые звенья Сунны и Хадиса содержат сфабрикованные истории и рассказы, но это не должно препятствовать нам видеть Истину и находить ее во многих сборниках, содержащих правильные и подлинные хадисы и рассказы, потому что ученые, изучающие Сунну и Хадис, такие как аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, ат-Тирмизи, ан-Насса'и и многие другие очистили их содержание для нас сотни лет назад, да вознаградит их Аллах лучшею наградою в жизни будущей. Что касается атрибутов Аллаха, то о них можно только размышлять, так как вокруг них много споров и разногласий, до такой степени, что некоторые люди отвергают их полностью, тогда как другие обращаются с ними как с телесными свойствами и придают им форму, как например "Лик Аллаха" или "Глаза Аллаха", или "Рука Аллаха", и т.д. Я считаю, что эти атрибуты нужно объяснять аллегорически, не придавая формы и не отвергая их, другими словами, когда они означают мощь, защиту, зрение и слух без вопроса "как". Идея, сто