КАК СОВЕРШАЛ МОЛИТВУ ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ДА ПРИВЕТСТВУЕТ
Хвала Аллаху, благословение и мир Его рабу и посланнику Мухаммаду, членам его семьи и сподвижникам, а затем: Эта брошюра заключает в себе краткое описание молитвы пророка, , которое мне хотелось бы предложить вниманию всех мусульман и мусульманок, чтобы каждый, кто ознакомится с ним, старался следовать его примеру, ведь пророк, , сказал: «Молитесь так же, как на ваших глазах мо-лился я». Для совершения такой молитвы читателю следует: 1. Должным образом совершить омове-ние (вуду), как велел это делать Всевышний Аллах, Который сказал: «О те, кто уверо-вал! Приступая к молитве, омывайте ва-ши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток...» Кроме того, на необходи-мость омовения указывают слова пророка, : «Не будет принята молитва без омо-вения». 2. Всем телом повернуться в сторону киблы, то есть Каабы, намереваясь сердцем совершить обязательную (фарида) или доб-ровольную (нафиля) молитву. Выражать своё намерение вслух не следует, поскольку это не предписывается шариатом, а являет-ся нововведением, и этого не делал ни про-рок, , ни его сподвижники, да будет до-волен ими Аллах. Если человек выполняет обязанности имама во время общей молит-вы или совершает индивидуальную молитву, перед её началом ему следует установить перед собой какую-нибудь преграду (сутра) . Обращение к кибле является одним из необходимых условий действительности молитвы во всех случаях, за исключением тех, которые подробно разъясняются в тру-дах по фикху. 3. Произнести слова “Аллаху акбар /Аллах велик/” (такбират аль-ихрам) , глядя на то место, которого молящийся касается лбом во время совершения земного поклона. 4. Поднять руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей во время произнесения такбира. 5. Сложить руки на груди, возложив пра-вую руку на кисть, запястье и предплечье левой, поскольку достоверно известно, что так поступал пророк, . 6. Согласно сунне после этого следует обратиться к Аллаху с мольбой, которая именуется “ду‘а аль-истифтах”, и сказать: «О Аллах, удали (меня) от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисть меня от прегрешений моих подобно тому, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, смой с меня мои прегрешения сне-гом, водой и градом! /Аллахумма, ба‘ид бай-ни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби, Аллахумма, нак-ки-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, Аллахумма,-гсиль-ни мин хатайа-йа би-с-сальджи, ва-ль-ма’и, ва-ль-барад!/». Вместо этого молящий-ся может сказать: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, пре-выше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табарака исму-кя, ва та‘аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/», или произнести лю-бые иные слова, которые в подобных случа-ях произносил пророк, . Предпочтитель-нее всего каждый раз произносить “ду‘а аль-истифтах” другого вида, так как это позволит следовать примеру пророка, , в боль-шей мере. После произнесения “ду‘а аль-истифтах” следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана. С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим. Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/». Затем необходимо прочитать суру “Аль-Фатиха”, на что указывают слова пророка, : «Не совершил молитву тот, кто не прочитал “Аль-Фатиху”». Если во время мо-литвы Коран читается вслух , слово “Амин” после чтения “Аль-Фатихи” также произно-сится вслух, в противном же случае его не-обходимо произнести про себя. Совершая полуденную (зухр), послеполуденную (‘аср) или вечернюю (‘иша) молитву, после “Аль-Фатихи” лучше всего читать какую-либо из средних по длине сур муфассаля , во время утренней (фаджр) − какую-нибудь из его длинных сур, а во время закатной (магриб) молитвы после “Аль-Фатихи” предпочти-тельнее всего читать то длинные, то корот-кие суры. На желательность этого указывает целый ряд хадисов, в которых сообщается, что так поступал пророк, . 7. Перейти к совершению поясного по-клона (руку‘), для чего сначала следует под-нять руки до уровня плеч или мочек ушей, произнося такбир, затем наклониться вперёд так, чтобы голова находилась на уровне спины, возложить кисти рук на колени и растопырить пальцы. В таком положении необходимо задержаться на некоторое вре-мя, повторяя слова “Слава моему Великому Господу! /Субхана Рабби-ль-‘Азым!/”, кото-рые лучше всего произнести не менее трёх раз. Наряду с этим желательно сказать: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! О Ал-лах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/». 8. Выпрямиться после совершения пояс-ного поклона и поднять руки до уровня плеч или мочек ушей, произнося слова “Услышал Аллах того, кто восхваляет Его /Самиа Ал-лаху лиман хамидаху/”, если молящийся яв-ляется имамом или совершает индивиду-альную молитву. После выпрямления моля-щемуся, который находится в положении стоя, следует сказать: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословен-ная. Пусть (эта хвала) наполнит собой небе-са, землю, то, что находится между ними, и всё, что Тебе будет угодно /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, му-баракан фи-хи миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/». Если же человек является участником общей молитвы под руководством имама, то, выпрямляясь после поясного поклона, ему следует сказать: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая...». Будет хорошо, если имам, или тот, кто молится под его ру-ководством, или человек, совершающий ин-дивидуальную молитву, помимо этого ска-жет: «Что бы ни сказал раб Твой, а все мы – Твои рабы, Ты более всех достоин восхва-ления и прославления. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не да-рует того, чего Ты лишил, и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладаю-щего богатством /Ахля-с-сана’и ва-ль-маджди, ахакку ма каля-ль-‘абду, ва куллю-на ля-кя ‘абдун. Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/», поскольку достоверно известно, что так по-ступал пророк, . В это время, как и во время стояния перед совершением поясного поклона, желательно держать руки сложен-ными на груди ввиду того, что в хадисах, пе-редаваемых со слов Ва’иля бин Худжра и Сахля бин Са‘да, да будет доволен Аллах ими обоими, указывается, что так поступал пророк, . 9. Перейти к совершению земного покло-на, для чего сначала опуститься на колени, а потом коснуться земли руками, если сделать это будет нетрудно. В противном случае сначала можно коснуться земли руками, а потом опуститься на колени. Во время совершения земного поклона пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киб-лы. Кроме того, пальцы рук должны быть со-единены друг с другом и вытянуты вперёд. Совершая земной поклон, следует опирать-ся на семь частей тела: лоб и нос, ладони, колени и подушечки пальцев ног. Согласно сунне во время совершения земного поклона следует не менее трёх раз сказать: «Слава моему Высочайшему Господу /Субхана Раб-би-ль-А‘ля/». Помимо этого желательно про-изнести слова “Преславен Ты, о Аллах, Гос-подь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/” и как можно больше обращаться к Аллаху с моль-бами, так как пророк, , сказал: «Что ка-сается поясного поклона, то возвеличивайте Господа , (совершая его), что же касается поклона земного, то усердно обращайтесь к Аллаху с мольбами (в такие моменты, ибо в подобном положении) вы (больше) заслужи-ваете того, чтобы на ваши мольбы был дан ответ». Каждому человеку, который во вре-мя совершения обязательной (фарида) или добровольной (нафиля) молитвы склонится в земном поклоне, следует молить своего Господа о том, чтобы Он привёл его к благу в обоих мирах. Находясь в этой молитвен-ной позе молящийся должен отодвинуть ру-ки от боков и не касаться животом бёдер, бёдрами − голеней, а локтями − земли, так как пророк, , сказал: «Придерживайтесь умеренности во время земного поклона, и пусть никто из вас (при этом) не касается своими локтями земли подобно собаке ». 10. Выпрямиться после земного поклона, произнося такбир, сесть на левую стопу, поднять вертикально правую стопу и возложить ладони на бёдра так, чтобы паль-цы касались коленей. В этом положении следует задержаться на некоторое время, произнося слова: «Господь мой, прости ме-ня, помилуй меня, выведи меня на путь ис-тинный, даруй мне средства к существова-нию, избавь меня и помоги мне /Рабби,-гфир ли, ва-рхам-ни, ва ихди-ни, ва-рзук-ни, ва ‘афи-ни, ва-джбур-ни/». 11. Перейти к совершению второго земно-го поклона, произнося такбир. Второй зем-ной поклон совершается так же, как и пер-вый. 12. Выпрямиться после второго земного поклона и немного задержаться в положении сидя так же, как и во время сидения между двумя земными поклонами. Эта молитвен-ная поза именуется “джальсат аль-истираха” (сидение для отдыха), и поступать так жела-тельно, но необязательно. Молящийся, который сидит в этой позе, не поминает Аллаха и не обращается к Нему с мольбами. Посидев некоторое время, следует подняться с колен для совершения второго раката, если сделать это молящемуся легко, тому же, кто будет испытывать затруднения, можно сначала опереться о землю руками. Поднявшись на ноги, молящийся должен снова прочесть “Аль-Фатиху” и то, что ему будет нетрудно прочесть из Корана, а затем совершить такие же действия, как и во время первого раката. 13. Если совершается молитва, состоя-щая из двух ракатов, например, пятничная, праздничная или обязательная утренняя молитва, после второго раката молящийся должен сесть на стопу левой ноги и поднять вертикально стопу правой. Правую ладонь необходимо возложить на правое бедро и сжать в кулак все пальцы, кроме указатель-ного, который во время произнесения слов свидетельства следует поднимать и опус-кать. Будет хорошо, если сжатыми будут только безымянный палец и мизинец моля-щегося, который соединит в виде кольца большой и средний пальцы и станет поднимать и опускать указательный палец, поскольку известно, что пророк, , посту-пал и так. Лучше всего поочерёдно исполь-зовать оба способа, что же касается левой ладони, то она просто возлагается на левое бедро так, чтобы пальцы касались колена. После этого следует прочесть ташаххуд, то есть сказать: «Приветствия Аллаху, молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и пра-ведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату ли-Лляхи, ва-с-салявату ва-т-таййибату; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина. Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва ра-сулю-ху/». После этого необходимо произне-сти слова: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты − Достойный похвалы, Слав-ный! О Аллах, пошли благословения Му-хаммаду и семейству Мухаммада, как по-слал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахи-ма, поистине, Ты − Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухамма-дин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахи-ма, инна-кя Хамидун, Маджид!/». Затем мо-лящемуся следует обратиться к Аллаху с мольбой о защите от четырёх вещей и ска-зать: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тво-ей защите от мук геенны, от мучений моги-лы, от испытаний жизни и смерти и от зла испытания Антихриста! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-джаханнами, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/», после чего он мо-жет просить Аллаха о любых благах обоих миров. Будет хорошо, если человек обра-тится к Аллаху с мольбами за своих родите-лей или других мусульман. Указанием на это служит хадис ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, , который научил их словам ташаххуда, в конце (разговора) сказал: «А потом, пусть обратится с мольбой к Аллаху по своему выбору ». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «...а потом пусть просит, что пожелает». Таким образом, здесь подразумевается всё, что может принести пользу рабу Аллаха в обоих мирах. После этого молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”. 14. Если молитва состоит из трёх или из четырёх ракатов, совершив первые два ра-ката, молящийся читает ташаххуд, один из видов которого был приведен выше, затем обращается к Аллаху с мольбой за пророка, , а затем поднимается с колен и подни-мает руки до уровня плеч или до уровня мо-чек ушей, произнося слова “Аллаху акбар”. После этого следует сложить руки на груди, как было указано выше, и прочитать только “Аль-Фатиху”. Во время совершения третьих и четвёртых ракатов помимо “Аль-Фатихи” иногда можно читать ещё что-нибудь из Ко-рана. После третьего раката закатной мо-литвы или четвёртого раката полуденной, послеполуденной или вечерней молитвы чи-тается такой же ташаххуд, как и после мо-литв, состоящих из двух ракатов. Затем мо-лящемуся следует произнести слова при-ветствия, поворачиваясь направо и налево, трижды попросить Аллаха о прощении, а по-том сказать: «О Аллах, Ты − Мир и от Тебя − мир , благословен Ты, о Обладатель вели-чия и щедрости! /Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/». Если молящийся является имамом на общей молитве, ему следует произнести эти слова до того, как он повернётся к людям. Затем следует сказать: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Ко-торого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, нет бога, кроме Аллаха, и мы никому не по-клоняемся, кроме Него. Он оказывает бла-годеяния и милости, и Ему (следует возда-вать) достойную хвалу. Нет бога, кроме Ал-лаха, и мы искренни в исповедании религии пред Ним, даже если это ненавистно много-бож-никам! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир! Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд. Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях, ля иляха илля-Ллаху, ва ля на‘буду илля иййа-ху. Ля-ху-н-ни‘мату ва-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан. Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ля-ху-д-дина, ва ляу кариха-ль-кафируна!/». После этого следует по тридцать три раза произнести слова “Преславен Аллах /Cубхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Ал-лах велик /Аллаху акбар/”, а на сотый раз сказать: «Нет бога, кроме одного лишь Ал-лаха, у Которого нет сотоварища. Ему при-надлежит владычество, и Ему хвала, и Он всё может! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/». За-тем, после каждой молитвы читается айат трона , а также суры “Искренность” , “Рас-свет” и “Люди” . После утренней и закатной молитвы три вышеупомянутых суры желательно читать по три раза, на что указывает целый ряд хадисов, в которых сообщается, что так поступал пророк, . Все приводимые выше слова поминания Аллаха желательно произносить в соответствии с сунной, обязанностью же это не является. Кроме того, каждому мусульманину и му-сульманке следует совершать дополнитель-ную молитву в четыре раката перед обязательной полуденной молитвой и до-полнительную молитву в два раката после неё, дополнительную молитву в два раката после обязательной закатной и вечерней молитвы и дополнительную молитву в два раката перед обязательной утренней молит-вой, всего же − двенадцать ракатов. Эти ра-каты именуются “раватиб” (установленные), поскольку пророк, , неуклонно совершал их, когда жил на одном месте. Находясь же в пути, из дополнительных молитв он совер-шал только молитву в два раката перед обя-зательной утренней молитвой и витр . Со-вершать вышеупомянутые дополнительные молитвы и витр лучше всего у себя дома, так как пророк, , сказал: «Если не считать обязательных молитв, лучшей молитвой че-ловека является молитва, совершаемая им дома». Неуклонное совершение этих до-полнительных молитв послужит причиной того, что совершающий их войдёт в рай, на что указывают слова пророка, : «Аллах построит дом в раю для того, кто станет добровольно совершать по двенадцать ра-катов в течение дня и ночи».
Этот хадис приводит аль-Бухари. “Трапеза”, 6. “Сутра” − любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на откры-том месте или в мечети; такой предмет, например палка, которую втыкают в землю, указывает направ-ление киблы и служит предостережением о том, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить. В помещении в качестве преграды можно использовать стену или колонну. “Такбир” − произнесение молитвенной формулы “Аллаху акбар /Аллах велик/”. “Такбират аль-ихрам” или же “тахрима” − произнесение слов “Аллаху акбар” в начале молитвы имамом или человеком, совер-шающим индивидуальную молитву. Имеется в виду, что такая молитва будет недейст-вительной. Этот хадис приводит аль-Бухари. То есть при совершении обязательных утренних, за-катных и вечерних молитв. “Муфассаль” − общее название всех сур Корана, на-чиная с 50-й суры “Каф” и до конца. Длинные суры “муфассаля” начинаются с 49-й суры “Комнаты” и за-канчиваются 79-й сурой “Вырывающие”. Говорят так-же, что длинные суры “муфассаля” начинаются с су-ры “Каф”. Средние по длине суры “муфассаля” начи-наются с 80-й суры “Нахмурился” и заканчиваются 92-й сурой “Ночь”. Краткие суры “муфассаля” начинают-ся с 93-й суры “Утро” и заканчиваются 114-й сурой “Люди”. Имеется в виду, что во время совершения поясного поклона голову не следует ни поднимать, ни опус-кать, а держать прямо. То есть произнести приводимые выше слова до конца. “Джадд”. В “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар указывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова, а именно: и богатство, и поло-жение, и многочисленное потомство и т. д. Кроме то-го, некоторые комментаторы считают, что здесь сле-дует читать не “джадд”, а “джидд”, что означает “усердие”. Таким образом, здесь возможны различ-ные варианты перевода. Иначе говоря, богатство не спасёт богатого от гнева Аллаха. То есть произносите слова “Слава моему Великому Господу и хвала Ему! /Субхана Рабби-ль-‘Азыми ва би-хамди-хи/”. Этот хадис приводит Муслим. Имеется в виду, что не надо ни касаться локтями земли, ни прижимать их к телу. Имеется в виду избавление от всех недостатков в обоих мирах. Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл − “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”. Имеются в виду сподвижники пророка, . То есть пусть тот, кто закончил произносить слова ташаххуда, обратится к Аллаху с такой мольбой, с ка-кой пожелает. Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Например, в том случае, когда совершается обяза-тельная закатная молитва. Например, в том случае, когда совершаются обяза-тельные полуденные, послеполуденные или вечер-ние молитвы. Слово “салям” образовано от арабского трёхбуквенного корня “с-л-м”, одним из значений которого является “быть свободным; избавляться”. Таким образом, имя “Салям” как одно из имён Аллаха указывает на то, что Он свободен от любых недостатков и всего того, что не сообразуется с Его величием и совершенством. То есть 255-й айат суры “Корова”. 112-я сура Корана. 113-я сура Корана. 114-я сура Корана. Витр − добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее пред-почтительной является молитва из одиннадцати ра-катов. Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Этот хадис приводит Муслим.