Положение скромности и умеренности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами касается и тех и других, что проявляется как в поведении, так и в одежде. Аллах, Свят Он и велик, говорит в Коране: "О дети Адама! Истинно, ниспослали Мы вам одежды для прикрытия стыда вашего, а также пристойный наряд…" (Сура 7, аят 26) Вопреки распространенному мнению, именно мусульмане считаются с мнением женщины и не воспринимают как унижение ее правоту, при условии, что она одета в хиджаб. Если женщина хочет, чтобы с ней считались, она не должна делать того, что может вызвать страсть чужого мужчины. А значит, обязана одеваться в особый наряд, сразу отличающей мусульманку - хиджаб, закрывающий тело от посторонних взглядов. Женщина в хиджабе не может стать объектом мужской страсти, когда весь ее внешний вид говорит о скромности, целомудрии, достоинстве, а лицо приобретает внутренний свет - нур. Внешним хиджабом называется одежда мусульманки, покрывающая все ее тело за исключением лица и кистей рук. В Священном Коране об этом сказано: "Скажи истинно уверовавшим в Бога мужчинам, чтоб опускали они взоры свои и сохраняли плоть свою (от грешного). (Поступать) так - наиболее безгрешно (благонравно) для них. Господь же Сведущ о том, что совершают они. И скажи женщинам, истинно верующим в Бога, чтоб опускали они взоры свои и сохраняли плоть свою (от грешного). И чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают шаль на грудь (арабское слово "джуюб", употребляемое здесь переводится как "разрез одежды на верхней части груди"). И пусть не выставляют красоту свою, кроме как для мужей своих, отцов своих, отцов мужей своих…" (Св. Коран, 24:31). Не допустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ женскую красоту, помимо тех мужчин, за которых она не имеет права по родственным связям выйти замуж. Что касается "и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно" (илля ма захара минхе), то здесь подразумевается лицо и кисти рук, а также та часть тела, которая по случайности оголилась и контуры тела, которые не скрываемы даже свободной, не облегающей одеждой. (Данный комментарий включает в себя мнения столь авторитетных ученых как Ибн Аббас, Ибн Мас`уд и др.). В последнем Священном Писании человечества, Коране, а также в высказываниях последнего посланника, Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), четко определены требования к женской одежде, ограниченные следующими пунктами: - 1. Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты. Это основано на комментариях ученых к аяту "и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно", и хадисах, в числе которых следующий: жена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Аиша передает: "Однажды ко мне зашла моя племянница. Когда пророк увидел ее, он отвернулся. Я сказала: "Это моя племянница!" Пророк ответил: "Если девушка становится совершеннолетней, с появлением месячных, то недопустимо для нее выставлять напоказ что-либо, кроме лица и вот этого (пророк охватил кистью предплечье второй руки так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)" (хадис приведен у ас-Суюти, при комментарии 31-го аята 24-й суры). - 2. Одежда должна быть не прозрачной, не просвечивающейся. Пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, сообщил нам о том, что "одетые и в тоже время голые, качающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины не войдут в Рай и не вдохнут даже благоухания его" (хадис передаваем Абу Хурайрой и приведен в сборнике имама Муслима). Однажды женщины из племени Бану Тамим зашли к жене пророка, Аише. На них были тонкие прозрачные одежды. Аиша сказала им: "Если вы истинно верующие мусульманки, то на вас не та одежда!". А однажды зашла невеста, на которую была накинута тонкая прозрачная вуаль. Аиша, увидев это, сказала: "Кто одевается так, тот не уверовал в истинность суры "ан-Нур!" (Ее 31-й аят был ранее упомянут). Последние два случая приводятся в тафсире аль-Куртуби. Что бы сегодня сказала Аиша, увидев то, во что одеваются женщины нашего времени?… - 3. Одежда должна быть не облегающей. Облегающая одежда подчас бывает даже более соблазнительной, чем прозрачная. - 4. Одеяния должны быть из категории женской одежды и никак не мужской. У мужчин общепринятая мужская одежда, а у женщин женская. В высказывании пророка четко оговаривается проклятие как в адрес тех женщин, которые стараются походить на мужчин, так и тех мужчин, которые стараются походить на женщин. Такого рода действия противоречат природе человека. - 5. Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами. - 6. Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей. Одежда, не соответствующая данным пунктам, является противоречащей канонически правильному одеянию, и облачение в нее наказуемо пред Господом в День Великого Суда. Если бы женщины в одежде своей придерживались упомянутых норм, они всесторонне облегчили бы себе жизнь. Сегодняшнее положение женщины в обществе, особенно европейском, оставляет желать лучшего. Оно не соответствует как логике, так и этическим и религиозным нормам, независимо от того, христианские они, иудейские или мусульманские.
Полное покрытие женщины. Понятие никаб
Никаб - это тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины (словарь канонической терминологии "му`джаму люгатиль фукаха"). Изначально необходимо заметить, что данный вопрос является предметом споров уже давно даже среди тех, которые религиозно очень грамотны, богобоязненны и искренни. Причиной разногласий является то, что эта тема не имеет четкой формулировки в Коране или сунне. Каждая группа ученых, при иджтихаде (подробном и старательном изучении) по данному вопросу, обращает свое внимание на те или иные канонические намеки в аятах и хадисах, нормы права и правила. Первым делом необходимо упомянуть, что по - шариату, не является обязательным (ваджиб) одевание никаба и абсолютно допустимо (джаиз) для женщины-мусульманки открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это было сказано подавляющим большинством ученых со времен сподвижников пророка. Взгляните на следующие авторитетные мнения: В учении Абу Ханифа: "Запрещается смотреть на чужую женщину (имеются ввиду оголенные части тела), кроме как на лицо ее и кисти рук". Абу Ханифа добавляет: "Также ступни ног, постоянное сокрытие которых крайне затруднительно". Основанием данных слов является аят "… и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно" (Коран, 24:31). Подавляющее большинство сподвижников пророка прокомментировали последнюю часть как "лицо и кисти рук" (информация взята из книги "аль-ихтияр"). Маликитская правовая школа: "Ауратом женщины (то есть те части тела, которые должны быть обязательно закрыты) перед чужим для нее мужчиной (не чужие это те, за кого она не может выйти замуж по причине родственной связи) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Что касается их, то они не являются ауратом" (из книги "акрабуль масалик иля мазхаби малик"). Известный ученый маликитского мазхаба ас-Сави в комментарии добавляет: "На эти две части тела разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения и удовлетворения смотрящего. В противном случае взгляд запретен (харам)". Шафиитская правовая школа: "Что касается тела женщины, то все оно аурат (чужим смотреть на него запрещено и оно должно быть сокрыто от взглядов их), кроме лица и кистей рук" (из книги "аль-мухаззаб"). Известнейший своей ученостью имам ан-Навави сказал: "Не являются ауратом кисти рук вместе с запястной частью лучевой кости". Основано это на известном нам аяте и комментарии к нему, а также на том, что "пророк Мухаммад запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, одевать перчатки и никаб (тонкая ткань с прорезью для глаз, закрывающая лицо)" (достоверный хадис, передаваемый Ибн Умаром и приведенный в сборнике аль-Бухари). Данный хадис явно показывает, что сокрытие лица и кистей рук имело место быть во время пророка, однако данные части тела не являются ауратом, так как посланник Господа приказал не закрывать их во время паломничества. Если бы они были ауратом, то открытие их никак не могло быть допустимо даже во время хаджа. Ханбалитская правовая школа: "Нет разногласий в мазхабе по вопросу разрешенности открытия лица во время совершения молитвы (что говорит о том, что лицо не является ауратом, так как одно из условий становления молитвы принятой - это сокрытие аурата). Для женщины недопустимо оголять тело, кроме лица и кистей рук (перед мужчинами, чужими для нее, по родственным отношениям)". Из всего вышесказанного явно видно, что такая часть одежды женщины-мусульманки как никаб имеет место быть, однако каноническая обязательность применения этого отсутствует. В последнее время многие мусульманки в России изъявляют желание фотографироваться на документы, не нарушая своих религиозных убеждений, а именно, в предписанных Исламом головных уборах. Это нередко вызывает противодействие должностных лиц, неосведомленных с приведенным ниже документом.