. Четверг, 02.05.2024, 00:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96

Статистика сайта

Главная » Статьи » Хадисы

МЕСТО СУННЫ В ИСЛАМЕ. ЗАЯВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ОНА НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ КОРАНА.
МЕСТО СУННЫ В ИСЛАМЕ
НАСИР АД-ДИН АЛБАНИ


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.



ОТ АВТОРА.

Хвала Аллаху, благословение и мир посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и его приверженцам.
С этой лекцией я приехал в город Доха, столицу Катара, в священный месяц Рамадан 1392 г. Хиджры. Некоторые мои друзья предложили мне опубликовать мою лекцию, учитывая по-требность мусульман в работе такого рода. В ответ на их просьбу я напечатал ее с их помо-щью для всеобщего распространения. Я молюсь Аллаху, Могущественному, Прославленно-му, чтобы Он дал мне писать для тех, кто соблюдает Исламский закон, и наградил бы меня за это. Поистине, Он Самый Великодушный, отвечая на мою просьбу и молитву.

Дамаск, 22 Мухаррам-аль-Харам, 1394 г. Х.
Мухаммад Н.-Д. Аль-Албани.



МЕСТО СУННЫ В ИСЛАМЕ. ЗАЯВЛЕНИЕ О ТОМ,
ЧТО ОНА НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ КОРАНА.


Вся хвала Аллаху, мы восхваляем Его, ищем Его помощи и Его прощения. Мы ищем убе-жища у Аллаха от зла в наших душах, и зла в наших поступках. Тех, кого ведет Аллах, никто не сможет сбить с пути, а те, кто неверно направлен, не могут вестись им. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
“О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами”. (Семейство Имрана, аят 102).
“О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, ко-торым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!” (Женщины, аят 1).
“О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль”. (Сонмы, аяты 70-71).


РЕЧЬ АЛЛАХА - КОРАН, И ЕГО ЛУЧЩЕЕ
ТОЛКОВАНИЕ - СУННА ПРОРОКА,
да благословит его Аллах и приветствует.


Всякое нововведение в религии является ересью, всякая ересь отклонение, и каждое от-клонение приводит к адскому огню.
Я не думаю, что я буду в состоянии предложить что-то новое этому высокому собранию, в особенности, когда современные ученные и профессора обладают теперь такими знаниями, которыми не обладали прежде. Но я буду рад, если мои знания послужат вам напоминанием, как сказано в Коране:
“Напоминай, ведь напоминание помогает верующим” (Рассеивающие, аят 55).
Я не думаю, что моя лекция в этот священный месяц Рамадан, месяц больших возможно-стей, является лишь описанием некоторых заслуг, правил и их применения, которые обычно, так сказать, затрагивают проповедники и руководители, и доводят их до слушателей, желая для них добра и благословения: но я хочу чтобы моя лекция была бы исследованием общей природы, поистине, это один из корней Шариата. Эта моя лекция - об утверждении Сунны в Исламском Законе, об ее огромной роли для толкования Корана.
Вы все знаете, что Аллах благословенный и Могущественный, выбрал Мухаммада, дб, своим последним посланником и поручил ему довести до людей свое последнее послание. Коран был открыт Пророку, дб, и повелевал ему повиноваться всему, что Аллах приказывал ему делать. Для того, чтобы разъяснить свое послание людям, Аллах говорит:
“... И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, - может быть, они подумают!” (Пчелы, аят 44.)
Я думаю что заявление упомянутое в этом аяте содержит два приказа.

ПЕРВЫЙ: заявление слова и его расположение. Оно является сообщением Корана, и его доступность и его доходчивость для человечества совпадает с тем, как Аллах, Благословен-ный, Всемогущий открыл сердцу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, цель своего высказывания:
“О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа” (Трапеза, аят 67.)
Аиша, жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщила, сказав:
“Кто бы ни говорил, что Мухаммад скрыл что-то, что ему было приказано передать, это является большой клеветой против Аллаха”.
Затем она прочитала вышеупомянутый аят. (Рассказал Бухари и Муслим.)
В соответствии с высказыванием Муслима:
«Если Посланник Аллаха скрывал что-то, что ему было приказано передать, он скры-вал высказывание Всемогущего:
«И вот ты говорил тому, кого облагодельствовал Аллах и кого ты облагодетельство-вал: «Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!» И ты скрывал в своей душе то, что обнаружил Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться чем людей». (Сонмы, аят 37)
ВТОРОЙ: Объяснение значения слова или предложения, или аята, в которых нуждается человек, в большинстве своем опирается на «исчерпывающие» аяты или «всеобщие» аяты «безграничных» аятов.
Но вот появляется Сунна и поясняет предложения, и точно определяет аяты, именуемые «всеобщими», и определяет, что такое «безграничные» аяты, опираясь при этом на высказы-вание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его поступки и совершенные им дела.



НЕОБХОДИМОСТЬ СУННЫ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ КОРАНА И РАССУЖДЕНИЯ ОБ ЭТОМ




Аллах в Коране говорит:
«Вору и воровке отсекайте руки» (Трапеза, аят 38)
Это подходящий пример, что б показать как Сунна толкут этот аят. Вор в нем уподобляет-ся руке.
Устная традиция объясняет первого из них и ограничивается им, вором, который ворует какую-то –ценность на четверть динара, что соответствует высказыванию Пророка, да благо-словит его аллах и приветствует, который сказал:
«Нельзя отрубать от руки, если ворованная вещь не стоит четверть динара или бо-лее». (Приводится у аль-Бухари и Муслима)
Напротив, другие искали объяснение в поведении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или в поведении его сподвижников и подчиненных. Они привыкли отрубать руку вора от запястья, как сказано в хадисе. Устная традиция называет руку, упомянутую в аяте, «тайаммум»
«…. мойте ваши лица и руки» (Трапеза, аят 6)
как ладонь руки, это же установлено в хадисе «тайаммум» – вытер лицо и руки». (Записано двумя шейхами и Ахмадом, и другими из традиционных записей Аммар бин Ясира (да будет доволен им Аллах).

Вот другие аяты, которые не могут быть понятны, кроме как через Сунну:
1. Аллах говорит:
«Те которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них – безо-пасность, и они на верной дороге» (Скот, аят 82)
Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поняли слово «несправед-ливость» в его общем значении, имея в виду, что каждый совершает ошибки, даже если они незначительны. –В этом смысле аят был воспринят ими как сомнительный и они спросили:
«О посланник Аллаха, разве у кого-то у нас вера не покрыта мраком?»
Он сказал:
«Слово «несправедливость» не совсем то. Оно касается лишь многобожия. Разве вы не слышали что сказал Лукман: «… Многобожие – великая несправедливость» (Лукман, аят 13)
(Достоверный хадис)

2. Аллах говорит:
«А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, что б вы сокращали Намаз, если боитесь, что вас подвергнуть испытанию» (Женщины, аят 101)
Из этого аята видно, что страх заранее необходим при сокращении Намаза. некоторые сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили его:
«Почему мы сокращая время своих Намазов и чувствуем себя в безопасности?» Он сказал: «Это Милосердие Аллаха, так примите его». (Приводится у Муслима)
3. Аллах говорит:
«Запрещена вам мертвечина и кровь» (Трапеза, аят 3)
При объяснении этого аята необходимо учитыват, что труп саранчи, рыбы, окровавленные печень и селезенка считаются законными. Так, Пророк, да благословит его Аллах и привет-ствует, сказал:
«Он сделал две смертельные вещи, и кровь законна: саранчи и рыбы, печени и селезен-ки».
(Байхаки и другие сделали эту запись как марфусский тип хадиса, такой же, как маукуф-ский тип. Иснад маукуфа подлинный, и он также хорош, как марфусская традиция, так как он не установлен в форме райя. Решение основано на единственно индивидуальном сужде-нии, но не на Коране и Сунне).
4. Аллах говорит:
«Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это – скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху ….» (Скот, аят 145)
Сунна запрещает множество вещей, не упомянутых в приведенном выше аяте. например мы находим такое высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребле-ния».
Есть и другие запреты на животных. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах и Его посланник запретили потребление прирученных ослов"» (Приводится у аль-Бухари и Муслима)
5. Аллах говорит:
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов из удела?» (Преграды, аят 32)
Сунна также запрещает некоторые украшения, как это очевидно из слов Пророка, да бла-гословит его Аллах и приветствует, который встретив некоторых своих сподвижников в шелковом одеянии и с золотыми украшениями на руках сказал:
«Это запрещено мусульманину, но законно мусульманке»
Хадисов в этой интерпретации множество и они общеизвестны в обеих подлинных кол-лекциях хадисов, кроме этого есть множество других примеров, известных ученным, и имеющих отношение к хадисам и исламской юриспруденции.
Из вышесказанного, о мои братья мусульмане, вы можете понять важность Сунны в Ша-риате. Как только мы вновь обращаем наше внимание на примеры, упомянутые в Сунне, но не приведенные здесь, мы осознаем, что путь к правильному пониманию Корана будет не верным, если нет связи с интерпретациями Сунны.
В первом примере, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поня-ли слово «несправедливость» в его общем значении, несмотря на тот факт, что они, да будет доволен ими Аллах, как сказано Ибн Масудом: «Лучшие представители этого общества, наи-более благочестивые, с глубокими знаниями, менее всех лицемерные – но даже они ошиб-лись в своем понимании этого». Но это не относится к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который предостерег их от их ошибочных представлений и указал им верный путь, объяснив правильное значение слова «несправедливость» через высказывание Лукмана. Мы тоже следовали за их ошибочным мнением, но Аллах Благословенный и Великий спас нас от этих ошибочных представлений благосклонностью Пророка, да благословит его Ал-лах и приветствует, и его сунной.
Во втором примере, если бы не хадис, упомянутый выше, мы пребывали бы в сомнении, по крайней мере в отношении сокращения Намаза в течение путешествия, пока сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сами не увидели его сокращающим На-мазы, когда это приводило к безопасности и спокойствию.
В третьем примере, если бы не хадис, мы запретили бы себе употребление весьма полез-ных продуктов, которое было для нас законным: саранчи, рыбы, печени и селезенки.
В четвертом примере, если бы не хадисы, некоторые из которых мы упомянули, мы посчи-тали бы законным потребление того, что Аллах запретил словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, например употребление мяса животных и птиц, имеющих когти.
И, таким образом, в пятом примере, если бы не хадисы, обращающие внимание на этот во-прос, мы посчитали бы законным ношение мужчинами золота и щелка, т.е. того, что запре-тил Аллах словами Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В связи со всем этим некоторые терпимые говорят, что Сунна объявляется приговором Корана.



ЗАБЛУЖДЕНИЕ ТЕХ, КТО УДОВЛЕТВОРЕН ТОЛЬКО КОРАНОМ,
ИСКЛЮЧАЯ СУННУ

Данное заблуждение – повод к огорчению, так как в соответствии с толкованием, найден-ным в работах некоторых комментаторов Корана и современных авторов, оно позволяет де-лать то, что запрещено в последних двух примерах (т.е. употребление мяса хищных живот-ных и ношение золота и шелка, отсылая их толкование только к Корану).
Сегодня существует секта, называемые «Коранисты», которая комментирует Коран в со-ответствии со своими причудами и фантазиями, без поиска объяснений подлинной Сунны. Они принимают решения и следуют только той Сунне, которая соответствует их желаниям, остальное они отбрасывают.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ни одному из вас, лежащих на его ложе, не предписывалось приходить к нему по де-лу, которое я приказывал делать или не делать».
Он говорит:
«Я не знаю что находится в Книге Аллаха, мы следуем». (Приводится у ат-Тирмизи)
В соответствии с другим сообщением:
«То что находится в книге Аллаха как запрещенное мы объявляем запрещенным. Поистине, я дал Коран и с ним его примеры». И в соответствии с другим сообщением: «То, что запретил посланник Аллаха, запретил Аллах».
Поводом к огорчению является также то, что один прославленный ученный написал книгу о Шариате и его догмах, и в ее предисловии он говорит, что написал ее, ссылаясь только на Коран.
Сунна дает позитивное доказательство того, что божественный закон Ислама – Шариат – не просто Коран. Если кто-то владеет хорошо одним источником для ссылок, исключая дру-гой, он не владеет ни одним из них, так как они дополняют друг друга. Коран говорит:
«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил подчинится полностью». (Женщины, аят 65)
Затем Аллах говорит:
«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его послан-ник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение». (Сонмы, аят 36)
Кроме того Аллах говорит:
«….. И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержи-тесь …» (Собрание, аят 7)
В связи с последним аятом я был удивлен тем, как подтвердил это Ибн Масуд, да будет до-волен им Аллах. К нему пришла женщина и сказала ему: «Вы тот, кто говорит: «Может быть Аллах наложит проклятие на «ан-Намисат» и «аль-мотанамисат» и тех, кто делает это как они». Он сказал: «Да». Она сказала: «Я прочла Книгу Аллаха от начала до конца. Я не нашла того, что вы говорите». Он сказал ей: «Если ты читала ее, ты нашла бы это. Что же касается твоего чтения, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, даровал тебе, то бе-ри, а что он тебе запретил, от того удержись». Она сказала: «Конечно». Он сказал: «Я слы-шал, как Посланник Аллаха говорит:
«Может быть, Аллах наложит проклятие на «ан-Намисат». (Приводится у аль-Бухари и Муслима)


НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ФИЛОЛОГИИ
ДЛЯ ПОНИМАНИЯ КОРАНА


Из вышесказанного ясно, что любому человеку, даже хорошо владеющему арабским язы-ком и знающему историю арабских стран, невозможно понять Коран без помощи Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его высказываний и поступков.
Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хорошо знали арабский язык, на котором был ниспослан Коран, пока этот язык не был испорчен диалектами с их грамматическими ошибками. И тем не менее, они ошиблись в понимании вышеприведенных аятов, полагаясь только на ихний язык.
Это доказывает, что человек хорошо, знающий Сунну, лучше понимает Коран и выведения правил из него, чем тот, кто игнорирует ее. Как может она являться источником для того, кто не считается с ней и не ссылается на нее? По этой причине она является частью тех правил, установленных среди ученных, что Коран может быть истолкован самим Кораном так же хо-рошо, как Сунной, чем высказываниями сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Не вызывает сомнения то, что курс схоластических богословов (ахлу-ль-калам) становится явным, как древний, так и современный, и их оппозиция к предкам в своих доктринах не го-ворят о своих законах. Они далеки от Сунны и знаний о ней и полагаются лишь на свою ин-туицию и желание выбрать те места из аятов, которые им наиболее понятны.
Вот то лучшее, что было записано в толковании Тахавитской доктрины:
«Когда кто-то не очень осведомлен в Коране и Сунне, что он может сказать об основах ре-лигии? Он только принимает чье-либо утверждение. Если он говорит, что он берет это из Книги Аллаха, он не учитывает комментарии Корана на основе пророческих традиций, и проходит мимо них, не учитывает то, что повествовали сподвижники Пророка, да благосло-вит его Аллах и приветствует, и последующие поколения, то, что передано властью, которую избрали критики. Они не передали систему и упорядоченность Корана, но передали его по-этическое выражение и значение. Они не учили Коран как дети, но учили его со значением. Тот, кто не идет по их стопам, говорит о его собственном согласии.
Тот, кто думает, что это есть религия Аллаха и не изучает Книгу Аллаха, тот грешен, даже если он прав.
Тот, кто изучает Книгу Аллаха и Сунну, тот награжден, даже если он идет неправильно, но если он прав в своем мнении, его награда удвоится».
«Что обязательно, так это подчинение Посланнику, да благословит его Аллах и приветст-вует, выполнение его высказываний с удовлетворением и верой, без противоречия им с фальшивыми идеями назваными «маагул», несущими сомнение и недовольство, или предла-гающими мнение людей и мусор их интеллекта. Мы объединяемся с Пророком, да благосло-вит его Аллах и приветствует, в приговоре, подчинении, послушании и согласии, так как мы имеем согласие с Аллахом, хвала Ему, Всевышнему, через поклоняющихся Ему через покор-ность, смирение, покаяние и доверие».
Короче говоря, мусульмане обязаны соблюдать все, что предписано в Коране и Сунне, не делая различия между ними, поскольку обязанности содержатся как в Коране так и в Сунне, и законы Шариата опираются только на Коран и Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Все это гарантия того, что законы Шариата не уклоняются вправо или влево, и что они не вернут нас обратно в грех многобожия. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясно сказал:
«Я оставлю после себя две вещи. Ты никогда не заблудишься, если будешь крепко дер-жаться за них: Книгу Аллаха и мою Сунну"»
Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, содержит в себе Исламский За-кон, она подтверждена научными исследованиями многих исламских ученных в области ха-дисов и биографических преданий повествователей.
Но не надо путать все это с тем, что найдено в различных толкованиях Корана и в ислам-ской юриспруденции, а также в различных произведениях, полных запугивания, советов и предостережений.
В них содержатся слабые, поддельные и выдуманные хадисы, которые Ислам прощает как историю «Харут и Марут» и историю «гараник». У меня есть доказательства, которые дела-ют эти хадисы бесполезными, и они опубликованы в двух книгах, именуемых «Цепь слабых и выдуманных хадисов и их дурное влияние на общество». Число выдуманных хадисов пре-вышает сейчас 5 тысяч. Эти хадисы необходимы некоторым ученым, особенно тем, кто рас-пространяет свои собственные взгляды на исламскую юриспруденцию среди мусульман, для того что бы они не осмелились спорить с хадисом, пока тот не будет подтвержден. Их книги по юриспруденции переполнены примерами традиций, которые не подтверждены и не име-ют каких-либо основ, так как настоящие традиции хорошо известны ученным.
Я начал важный проект, и думаю, что его будут использовать те, кто занимается юриспру-денцией, который я назвал: «Слабые и выдуманные хадисы в главных книгах по юриспру-денции».
Я сожалею, что не получил благоприятную возможность завершить свой проект из-за того, что одна из Кувейтских журналов, обещавший опубликовать его, не сделала этого.
Но не смотря на то, что я упустил эту возможность, я надеюсь, что смогу воспользоваться другим случаем по воле Аллаха, чтобы предложить моим собратьям, занимающимся юрис-пруденцией, определенный учебный курс, помогая им облегчит их работу над изучением различных категорий хадисов со ссылкой на различные источники, книги о хадисах, с объ-яснением их особенностей, природы, характера.
Да поможет мне в этом Всевыщный Аллах.



СЛАБОСТЬ ХАДИСА «МУАДХ»
И ЕГО НЕОДОБРЕНИЕ.


Прежде чем я закончу свой разговор, хотел бы сосредоточить внимание собратьев на хо-рошо известном хадисе. Он исключен из книг по юриспруденции из-за своей слабости, что касается его цепочки передатчиков и его противоречивости с тем, что мы обсуждали до это-го, принимая во внимание незаконность дискриминации Сунны по отношению к Корану и необходимость принятия их обоих.
Этот хадис Муадха Би Джабаля, да будет доволен им Аллах, о том что Пророк, да благо-словит его Аллах и приветствует, сказал ему, когда отправил его в Йемен:
«Какой источник ты выберешь? Муадх сказал: «Книгу Аллаха». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил затем: «А если ты там не найдешь ответа?» Он сказал: « попытаюсь сформировать собственное мнение.» Пророк, да благословит его Аллах и привет-ствует, сказал: «Хвала Аллаху, который делает успешной попытку посланца посланника Ал-лаха к тому, к чему склонен Пророк».
Что касается слабости его повествования, то это не препятствует для его объяснения сей-час. Но я это уже сделал в вышеупомянутой цепочке.
Этого сейчас достаточно для того, чтобы упомянуть, что глава верующих в хадисе «имама аль-Бухари», да пощадит его Аллах, говорит о том, что хадис не признан. Исходя из этого я позволил начать объяснение указанного мной конфликта.
Традиция Муазза дает правителю метод 3-х стадий, который не позволяет искать какие-либо правила в отношении личного мнения, исключая то, что после Сунны он не находит их в Коране. В отношении личного мнения, это истинный метод для всех ученных, поэтому они говорят: «Там где традиции связывает поступки и высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, личное мнение – пустота». Но по отношению к Сунне, это не правда, потому что Сунна комментирует Коран и проясняет его доктрины. Личное мнение тем суще-ственнее для поиска правил в Сунне, чем если он придумывает их, найдя в Коране.
Сунна без Корана, в некотором смысле, как личное мнение с Сунной. Не, определенно нет. Оно скорее необходимо для того, что бы Коран и Сунна существовали как единый источник без дискриминации –между ними. Это указанно в высказывании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Поистине я пришел с Кораном и его подобием . Он также сказал:
«Они никогда не разлучатся, до тех пор, пока они не придут к чаще».
Компиляция, отмеченная между ними, не верна, поскольку их разделение невозможно, как мы это уже объяснили.
Вот все, что я хотел довести до вашего сведения. Если я прав, то это благодаря Аллаху, ес-ли ошибаюсь, то только по вине самого себя. Я прошу Аллаха Всемогущего защитить нас от грехов и от всего неугодного Ему. Я завершаю свое восхваление хвалой Аллаху, Господу всех миров, Милостивому и Милосердному.


Категория: Хадисы | Добавил: Muvahid (28.04.2008)
Просмотров: 1069 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Поиск по сайту

Прогноз погоды

Новости Веб-Планет

Copyright MyCorp © 2024